Лфк при язвенной болезни желудка и двенадцатиперстной кишки. Физические нагрузки при язве двенадцатиперстной кишки

Язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки – это хроническое заболевание, которое характеризуется образованием язв в слизистой оболочке и более глубоких слоях стенок желудка и двенадцатиперстной кишки. Чаще всего причинами этого заболевания называют неправильное питание и психоэмоциональные нагрузки.

Специально разработанные упражнения повышают устойчивость кислотно-щелочного равновесия, что, в свою очередь, благоприятно отражается на рубцевании язвы.

Кроме того, занятия физическими упражнениями регулируют процессы возбуждения и торможения в коре головного мозга и, что особенно важно для страдающих язвой желудка, положительно влияют на их нервно-психическое состояние.

Приведенный комплекс лечебных упражнений назначаются при язвенной болезни желудка и двенадцатиперстной кишки в период обострения при отсутствии болевого синдрома.

Упражнение 1

Положите левую руку на грудь, правую – на живот и произведите медленный (примерно 4 с) вдох, поглощая воздух прерывистыми порциями. При вдохе выпятите переднюю брюшную стенку вперед и сократите диафрагму, затем переведите грудную клетку в положение верхнего вдоха, сократив брюшную стенку и расслабив диафрагму, потом выдохните воздух маленькими порциями через нос (выдох – примерно 6 с). Повторите упражнение 5–6 раз, затем спокойно подышите.

Упражнение 2
Исходное положение – то же.
Сделайте свободный вдох и выдох. Повторите в среднем темпе 1–3 раза.

Упражнение 3
Исходное положение – лежа на спине.
Положите руки вдоль туловища. Отведите правую (левую) ногу в сторону – сделайте вдох, вернитесь в исходное положение – выдох. Выполните в среднем темпе 2–3 раза.

Упражнение 4
Исходное положение – лежа на левом боку.
Поднимите левую ногу вверх – сделайте вдох, вернитесь в исходное положение – выдох. Повторите упражнение на другом боку. Выполняйте в среднем темпе 4–5 раз.

Упражнение 5
Исходное положение – сидя.
Поднимите руки через стороны вверх, сделайте медленный (4 с) вдох через нос, медленно опустите руки и медленно (6 с) выдохните. Повторите в таком темпе 2–3 раза.

Упражнение 6
Исходное положение – то же.
Руки положите вдоль тела, кисти сцепите в «замок». Поднимите руки вверх и потянитесь – вдох, вернитесь в исходное положение – выдох. Повторите в медленном темпе 2–3 раза.

Упражнение 7
Исходное положение – лежа на спине.
Расслабьтесь и спокойно полежите в течение 40 с.

Упражнение 8
Исходное положение – сидя, упираясь спиной на спинку стула.
Выполните вдох, поднимая руки через стороны вперед (плечи при этом отведены назад). Соедините ладони вместе, приложив пальцы друг к другу, и задержите дыхание на 8 с; опустите руки, расслабьтесь и сделайте выдох. Повторите 2–3 раза, после каждого упражнения выполняя свободный вдох и выдох.

Упражнение 9
Исходное положение – сидя, ноги на ширине плеч, прямые.
Поднимите руки вверх – сделайте вдох, наклонитесь к левой ноге – выдох, выполните то же, наклоняясь к правой ноге. Темп медленный. Повторите наклоны к каждой ноге 2–3 раза, темп медленный.

Упражнение 10
Исходное положение – сидя на стуле, спиной опираясь о спинку стула.
Положите левую руку на грудь, правую – на живот. Выполняйте диафрагмальное дыхание: вдох – 4 с, пауза – 8 с, выдох – 6 с. Повторите 2–3 раза, после каждого упражнения свободный вдох и выдох 1–3 раза.

Упражнение 11
Исходное положение – сидя на краю стула, руки в упоре сзади.
Поднимите прямую правую (левую) ногу горизонтально полу, согните ее, выпрямите и опустите. Дышите произвольно. Повторите упражнение каждой ногой 4–5 раз.

Упражнение 12
Исходное положение – то же, руки на поясе.
Выполните повороты корпуса вправо (влево), локтем доставая спинку стула. Дыхание произвольное. Повторите упражнение 2–3 раза в каждую сторону.

Упражнение 13
Исходное положение – стоя спиной к стулу, опираясь руками о спинку.
Выполняйте в быстром темпе поочередные маховые движения ног в стороны и скрестно, акцент делайте на расслаблении. Повторите 3–6 раз.

Упражнение 14
Исходное положение – стоя, руки опущены.
Сделайте наклон влево, опуская левую руку вниз, а правую поднимая к подмышечной впадине; выполните то же в другую сторону. Дышите произвольно. Повторите 3–4 раза в каждую сторону.

Упражнение 15
Исходное положение – стоя, левая рука на груди, правая на животе.
Выполните диафрагмальное дыхание: медленный вдох – 4 с, задержка на вдохе 4 с и выдох – 6 с. Повторите 2–3 раза, после упражнения сделайте свободный вдох и выдох 1–3 раза.

Упражнение 16
Исходное положение – стоя, руки согнуты перед грудью, ноги на ширине плеч.
Отведите рывками локти в стороны, затем разведите прямые руки в стороны, ладони вверх. Дышите произвольно. Повторите 2–3 раза.

Упражнение 17
Исходное положение – стоя, руками опираясь о спинку стула (голову отвести назад, ноги вместе).
Сильно надавите кистями на спинку стула, напрягая мышцы ног и корпуса в течение 8 с; расслабьтесь, опустив руки вниз. Дышите произвольно. Повторите упражнение 2–3 раза.

Упражнение 18
Исходное положение – стоя.
Выполните глубокий вдох на 4 шага, на 8 шагов задержите дыхание, на 6 шагов сделайте выдох. На 2–3 шага – пауза на выдохе. Повторяйте упражнение в медленном темпе 2–3 раза.

Упражнение 19
Исходное положение – сидя.
Прижмите кисти к плечам и выполните вращения в плечевых суставах вперед и назад. Повторяйте упражнение в среднем темпе 3–4 раза в каждую сторону.

Упражнение 20
Исходное положение – то же.
Сжимайте и разжимайте пальцы, одновременно поднимая и опуская стопы. Повторяйте упражнение в среднем темпе 6–8 раз.

Упражнение 21
Исходное положение – то же.
Поставьте кисти к плечам, затем поднимите руки вверх; верните кисти к плечам, опустите руки и расслабьтесь. Выполняйте упражнение в среднем темпе, дышите произвольно. Повторите 2–3 раза.

Упражнение 22
Исходное положение – то же, кисти лежат на бедрах.
Поверните кисти ладонями вверх и сделайте вдох, затем ладонями вниз, расслабьтесь и выдохните. Повторите в медленном темпе 4 раза.

Упражнение 23
Исходное положение – то же.
Закройте глаза и полностью расслабьтесь. Спокойно подышите 30–40 с.

Лечебная физкультура при язве желудка

4. Лечебная физкультура при язве желудка

Импульсы от рецепторов внутренних органов поступают в центральную нервную систему, сигнализируя об интенсивности функционирования и состоянии органов. При заболевании происходит нарушение рефлекторной регуляции, возникают патологические доминанты и порочные (патологические) рефлексы, извращающие течение нормальных процессов в организме человека. Болезнь подавляет и дезорганизует двигательную активность - непременное условие нормального формирования и функционирование любого живого организма. Гишберг Л.С. Клинические показания к применению лечебной физкультуры при заболеваниях внутренних органов. СМОЛГИЗ, 1948 Поэтому лечебная физкультура является очень важным элементом лечения язвенных процессов. язвенный симптом жкт физический

Уже известно, что выполнение дозированных физических упражнений, сопровождающиеся положительными сдвигами в функциональном состоянии центров подбугорной области и повышение уровня основных жизненных процессов, вызывает положительные эмоции (т.н. психогенное и условно-рефлекторное влияние). Особенно это применимо при язвенной болезни, когда нервно-психическое состояние пациентов оставляет желать лучшего (нормализация выраженных у больных явлений дистонии со стороны нервной системы). Следует отметить воздействие физических нагрузок на нервную регуляцию пищеварительного аппарата.

При регулярном выполнении физических упражнений, как и в процессе физической тренировки, постепенно возрастают энергетические запасы, увеличивается образование буферных соединений, происходит обогащение организма ферментными соединениями, витаминами, ионами калия и кальция. Это приводит к активизации окислительно-восстановительных процессов и к повышению устойчивости кислотно-щелочного равновесия, что в свою очередь благоприятно отражается на рубцевании язвенного дефекта (влияние на трофические и регенеративные потенции тканей ЖКТ).

Влияние физических упражнений определяется их интенсивностью и временем применения. Небольшие и умеренные мышечные напряжения стимулируют основные функции желудочно-кишечного тракта, когда как интенсивные - угнетают.

Отмечается благоприятное влияние ЛФК на кровообращение и дыхание, что также расширяет функциональные возможности организма и повышают его реактивность. В зависимости от клинической направленности заболевания и функциональных возможностей больного применяются различные формы и средства.

К противопоказаниям к занятиям относят:

Свежая язва в остром периоде.

Язва, осложненная кровотечением.

Преперфоративное состояние.

Язва, осложненная стенозом в стадии декомпенсации.

Основными задачами ЛФК являются:

Урегулирование процессов возбуждения и торможения в центральной нервной системе;

Нормализация нервно-психологического тонуса больного;

Улучшение функции дыхания, кровообращения и пищеварения, окислительно-восстановительных процессов;

Противодействие различным осложнениям, сопровождающим язвенную болезнь (спаечные процессы, застойные явления и др.);

Нормализация мышечного тонуса (являющегося мощным регулятором внутренних органов), повышение мышечной силы, проприоцептивной чувствительности;

Выработка необходимых моторных качеств, навыков и умений (дыхания, расслабления мышц, элементов аутогенной тренировки, координации движений и др.).

Артриты – воспалительные заболевания суставов

Лечебная физкультура при артритах яв-ляется обязательным компонентом комплексного лечения, однако в остром периоде противопоказана. В подостром периоде используют активные, преимущественно облег-ченные...

Детский церебральный паралич: понятие, этиология, симптомы

Бытует мнение, что заниматься с ребенком лечебной гимнастикой и лечебной физкультурой можно только с трехлетнего возраста. Однако это утверждение ошибочно...

Диагностика и лечение сколиоза

Курс лечебной физкультуры для больных сколиозом I и II степени. Целью курса является возможность максимально повысить подвижность больного, целенаправленно усилить мышечный корсет, выработать балансировочные рефлексы...

Лечебная физическая культура

Термин "лечебная физкультура" прежде всего обозначает раздел медицины, изучающий лечение и профилактику заболеваний методами физкультуры (обычно в сочетании с физиотерапевтическими процедурами и массажем). С другой стороны...

Лечебная физическая культура при пиелонефрите

Лечебная физкультура - это совокупность методов лечения, профилактики и медицинской реабилитации, которые основаны на использовании физических упражнений, методически разработанных и специально подобранных...

Лечебная физкультура в гинекологии

При хронических воспалительных процессах показаны лечебная физкультура и массаж. ЛФК применяется для ликвидации спаек, воспалений, общего укрепления организма, восстановления трудоспособности...

Лечебная физкультура после беременности. Восстановление после родов

Рождение ребенка приносит в дом много радости и счастья. Но и хлопот тоже. Появляются новые заботы, требующие немало времени и сил. И вот молодая мама начинает быстро уставать, утомляться...

Лечебная физкультура при вегето-сосудистой дистонии

Дозированное применение физических упражнений уравновешивает процессы возбуждения и торможения в ЦНС, повышает ее регулирующую роль в координации деятельности важнейших органов и систем, вовлеченных в патологический процесс...

ЛФК при плоскостопии

Плоская стопа может быть врожденной, а может и образоваться в процессе жизни человека. При плоскостопии нарушается нормальная функция как самой стопы, так и всей опорно-двигательной системы...

Межпозвоночная грыжа

Лечебная физкультура - самостоятельная научная дисциплина. В медицине это метод лечения, использующий средства физической культуры для профилактики, лечения, реабилитации и поддерживающей терапии...

Методы реабилитации больных с язвенной болезнью желудка

Лечебная физкультура (ЛФК) при язвенной болезни способствует регуляции процессов возбуждения и торможения в коре головного мозга, улучшает пищеварение, кровообращение, дыхание, окислителъно-восстановительные процессы...

Особенности применения физической реабилитации детей, больных ревматоидным артритом на стационарном этапе лечения

Лечебная физкультура в фазе обострения при значительной активности процесса проводится индивидуально. В занятия включают простые по выполнению активные упражнения для мышц туловища и пораженных сегментов конечностей из исходных положений...

Остеохондропатия Шойермана-Мау

Консервативное лечение должно быть комплексным. Наличие корригирующего корсета не отменяет необходимости использовать такие традиционные методы лечения, как мануальная терапия, ЛФК (лечебная физкультура)...

Реабилитация после инфаркта миокарда

Основанием для начала занятий при строгом постельном режиме является исчезновение основных симптомов острого периода -- прекращение болей, ликвидация осложнений (коллапс, отек легкого, тяжелые нарушения сердечного ритма)...

Роль немедикаментозных методов лечения бронхиальной астмы

Самомассаж и лечебная физкультура улучшают крово- и лимфообращение, легочную вентиляцию, проходимость бронхов, увеличивают подвижность грудной клетки, тонус дыхательных мышц, облегчают отхождение мокроты...

Лечебная физкультура при язвенной болезни желудка и двенадцатиперстной кишки

Язвенная болезнь – хроническое заболевание с циклическим, рецидивирующим течением, склонное к прогрессированию и развитию осложнений, не имеющее четко очерченной этиологии в отличие от вторичных язв. Выделяют две основные клинические формы: язвенная болезнь желудка и язвенная болезнь двенадцатиперстной кишки.

Восстановительное лечение пациентов с язвенной болезнью проводится поэтапно: в стационаре, реабилитационном центре, поликлинике и санатории. На всех этапах реабилитации с разной степенью значимости используются медикаментозное лечение, диетотерапия, психотерапия, физические и курортные методы, лечебная физкультура.

Лечебную физкультуру при язвенной болезни (ЯБ) назначают в целях нормализации нервно-психического состояния пациента, моторной, секреторной и всасывательной функций желудка и кишечника, улучшения микроциркуляции в их стенках, регенерации тканей, устранения мышечного дисбаланса, повышения функции сердечно-сосудистой системы, повышения переносимости стрессовых ситуаций.

При отсутствии противопоказаний (макро– и микрокровотечения, сильных болей, злокачественных новообразований и сопутствующих тяжелых заболеваний) с первого дня лечения в целях достижения седативного эффекта больных обучают брюшному дыханию, лежа в постели на спине с согнутыми в коленных и тазобедренных суставах ногами, считая в уме: на 2–3 счета – вдох, на 3–4 – выдох. Движение брюшной стенки при дыхании не должно быть болезненным. Дыхание углубляется постепенно, а брюшная стенка выпячивается на вдохе и втягивается на выдохе в пределах безболезненности. Дыхательное упражнение повторяется 5–6 раз с последующим расслаблением и отдыхом в течение 1–2 мин. Такие циклы повторяются по 5–8 раз многократно в течение дня (3–5 раз).

Далее назначаются комплексы физических упражнений (см. «Алгоритмы назначения лечебной физкультуры в Iа, Iб, II и III периодах») с применением упражнений в расслаблении, дыхательных и движений для мышц туловища и конечностей.

Сроки назначения ЛФК и тактика ведения больного зависят от локализации язвы, течения и фазы заболевания. При локализации язвы в теле желудка ЛФК назначают в период стихающего обострения (5–8 день лечения), курс лечения длительный и интенсивность нагрузки возрастает медленно (каждые 10–12 дней). При локализации язвы в пре– и пилорическом отделах желудка и двенадцатиперстной кишке ЛФК проводят на 3–4 день от начала лечения и интенсивность нагрузки увеличивают каждые 6–7 дней. При редко рецидивирующем течении заболевания ЛФК назначается раньше, чем при часто рецидивирующем.

Занятия проводятся в течение 30–40 мин до еды. В начале лечения упражнения выполняются лежа на спине, на правом, затем на левом боку, в колено-кистевом положении. В I и II периодах движения производятся в медленном темпе, без силового напряжения и сначала с минимальным участием мышц брюшной стенки, а затем с постепенным вовлечением ее в работу. Большое внимание уделяется расслаблению мышц и дыхательным упражнениям. Улучшение состояния больных при регулярных занятиях наступает через 5–7 дней. В III периоде занятия целесообразно проводить более эмоционально, включая игры, упражнения на тренажерах, постепенно увеличивая нагрузку. Начиная со II периода лечения возможно проведение занятий в бассейне.

Одновременно с физическими упражнениями назначается массаж нижней грудной и пояснично-крестцовой области (курс 10–12 процедур), колон-массаж, который выполняется в пяти точках:

Точка I – место перехода слепой кишки в восходящую.

Точка II – место перехода восходящей кишки в поперечно-ободочную.

Точка III – место перехода поперечно-ободочной в нисходящую кишку.

Точка IV – место перехода нисходящей кишки в сигмовидную.

Точка V – место перехода сигмовидной кишки в прямую.

Рис. 9.2. Точки воздействия при колон-массаже

При консервативном лечении после язвенного кровотечения ЛФК рекомендуется назначать не ранее чем через 2–3 мес. Если пациент оперирован по поводу язвенной болезни, физическая реабилитация начинается с первых суток: массаж пояснично-крестцовой области и ног, локализованное заднее и нижнегрудное дыхание, движения для ног и рук сначала без напряжения, а затем и с постепенно увеличивающимся напряжением мышц брюшной стенки.

Физические упражнения, используемые при язвенной болезни желудка и двенадцатиперстной кишки, гастритах

Исходное положение – лежа на спине

1. Ноги согнуты в коленных и тазобедренных суставах, стопы – опорно, одна рука на груди, другая на животе. Диафрагмальное дыхание (брюшная стенка во время вдоха поднимается, а на выдохе втягивается). Выдох постепенно удлиняется, мышцы расслабляются. Выполнить до 6 раз.

2. Руки вдоль туловища. Попеременное сгибание и разгибание ног в коленных и тазобедренных суставах. Пятку от пола не отрывать, дыхание произвольное. Движения ног можно сочетать с попеременным сгибанием и разгибанием рук. Выполнить 8–12 раз.

3. Руки вдоль туловища. Поочередное отведение ног в стороны, скользя по полу (усложнение – нога на весу), носок на себя. Дыхание не задерживать. Выполнить по 6–12 раз каждой ногой.

4. Руки вдоль туловища. Вдыхая, развести руки в стороны, выдыхая, расслаблено привести к туловищу (и.п.). Повторить 5–6 раз.

5. Руки и ноги прямые. Согнуть ноги, разводя колени (стопы вместе). Медленно выпрямить ноги, соединяя колени в конце выпрямления. Повторить 8–12 раз.

6. Руки на поясе. Отвести ногу в сторону – вдох. Выдыхая, перенести ее через другую ногу, одновременно поворачивая нижнюю половину туловища и касаясь носком пола. Выполнить по 6–10 раз каждой ногой.

7. Ноги согнуты, стопы – опорно, руки согнуты в локтевых суставах. Вдыхая и опираясь на стопы, локти, плечи и голову, поднять туловище («полумост»). Вернуться в и.п. – выдох. Повторить 6–10 раз.

8. Ноги согнуты в коленях и тазобедренных суставах, стопы – опорно. Разведение коленей в стороны.

9. Ноги согнуты в коленях и тазобедренных суставах, стопы – опорно (или на весу). «Сваливание» ног в стороны с поворотом таза. Повторить по 8–10 раз в каждую сторону.

10. Руки разведены в стороны, ноги прямые. И.п., вдох; выдыхая и поворачивая верхнюю половину туловища вправо, коснуться левой ладонью правой ладони. То же самое в другую сторону. Выполнить 8–12 раз.

11. Руки и ноги прямые. «Велосипед» одной ногой (усложнение – двумя ногами). Несколько движений ногами выполняется во время выдоха, а вдох – в и.п. (усложнение – дыхание произвольное). При выполнении упражнения поясница должна быть прижата. Повторить 8–10 раз каждой ногой или 10–14 обеими ногами.

12. Руки и ноги прямые. Вдыхая, развести руки в стороны; выдыхая, подтянуть руками колени к животу. Выполнить 6–12 раз.

13. Руки и ноги выпрямлены. Попеременно вытягивать каждую ногу, не отрывая от пола, носки на себя («походить прямыми ногами»). Выполнить 8–15 раз.

14. Руки вытянуты вперед перед собой. Попеременно вытягивать еще более руки вперед. Выполнить 8–10 раз.

15. Руки и ноги прямые. Одновременное разведение ног в стороны. Повторить 8–12 раз.

Исходное положение – лежа на правом боку (затем на левом)

16. Правая рука – под головой, левая – перед собой в упоре. Ноги согнуты в тазобедренных и коленных суставах. Диафрагмальное дыхание. Выполнить 4–6 раз.

17. И.п. – то же. Не разъединяя стоп, отвести левое колено в сторону – вдох; вернуться в и.п. – выдох. Повторить 8–12 раз.

18. Левая рука вдоль туловища, ноги прямые. Поднять левую руку через сторону вверх, левую ногу отвести назад. Поменять положение конечностей. Дыхание произвольное. Выполнить 8–12 раз.

19. И.п. – то же. Вдох – отвести руку и ногу в сторону. Вернуться в и.п. – выдох. Повторить 8–10 раз.

20. И.п. – то же. Отвести ногу назад, руку поднять вверх – вдох, рукой подтянуть колено к животу – выдох. Повторить 8–10 раз.

21. И.п. – то же. Вдыхая, поднять ногу вперед и коснуться кистью стопы. И.п. – выдох.

Исходное положение – колено-кистевое (руки и ноги на ширине плеч)

22. Диафрагмальное дыхание. Выполнить 5–6 раз.

23. Выгнуть спину, голову опустить, подбородок приблизить к груди – вдох; прогнуться, поднять голову – выдох. Повторить 8–12 раз.

24. Отвести руку в сторону – вдох. Вернуться в и.п. – выдох. Выполнить по 8–10 раз в каждую сторону.

25. Ногу отвести назад, прогнуться – вдох. Согнуть ногу, коленом коснуться лба – выдох. Выполнить по 8–10 раз каждой ногой.

26. Поднять разноименные руки и ногу – вдох, вернуться в и.п. – выдох. Выполнить по 8–10 раз.

27. Повороты туловища в стороны с переступанием кистями («медведь»). Выполнить 8–12 раз.

Исходное положение – стоя на коленях

28. Руки вдоль туловища. Наклоны в стороны, кисти скользят вдоль туловища («насос»). Выполнить по 8–12 раз в каждую сторону.

29. Руки вытянуты перед собой. Сесть то с одной, то с другой стороны голени. Выполнить по 6–8 раз.

Исходное положение – лежа на животе

30. Руки под головой, ноги прямые. Поднять вверх одну ногу, вернуться в и. п. То же выполнить другой ногой. Выполнить по 6–10 раз каждой ногой. То же выполнить одновременно двумя ногами.

31. Руки под головой, ноги прямые. Опираясь на кисти, поднять верхнюю часть туловища. Затем вернуться в исходное положение. Выполнить 5–10 раз.

Исходное положение – стоя

32. Ходьба с высоким подниманием коленей и активными взмахами рук. Выполнить в течение 20–30 сек.

33. Ходьба с перекрестом ног. Выполнить в течение 20–30 сек.

34. Спокойная ходьба.

35. Основная стойка. Развести руки в стороны – вдох; присесть, обхватить колени руками – выдох. Выполнить 6–12 раз.

36. Ноги шире плеч, руки на поясе. Круговое движение туловищем. Выполнить по 6–10 раз в каждую сторону.

37. Ходьба с движением рук вверх, в стороны, вперед.

38. Развести руки в стороны – вдох, расслаблено опустить их – выдох.

Язвенная болезнь относится к категории психосоматических, и поэтому психотерапия используется в профилактике и лечении этого заболевания. В комплекс психотерапевтических мероприятий входят:

Санитарно-просветительная работа;

Психотерапия малая и специализированная (рациональная психотерапия, аутотренинг, индивидуальная и групповая психотерапия и др.);

Психофармакологическая терапия, назначаемая по согласованию с лечащим врачом с учетом особенностей основного заболевания;

Выработка рационального режима сна, обучение методам преодоления стрессовых ситуаций, рекомендации по использованию психотропных средств (при необходимости), профессиональная ориентация: рекомендации по созданию благоприятного «психологического» климата на работе и в быту.

Из книги Болезни желудка и кишечника автора Юлия Попова

Питание при язвенной болезни желудка и двенадцатиперстной кишки Лечебное питание язвенной болезни преследует одновременно несколько целей. Во-первых, питание должно обеспечивать слизистой оболочке желудка и двенадцатиперстной кишки максимальный покой. Во-вторых,

Из книги Питание при язвенной болезни желудка автора Илья Мельников

Рецепты блюд при язвенной болезни желудка и двенадцатиперстной кишки Творожное суфле с морковьюТворог – 150 г, морковь – 50 г, манная крупа – 10 г, сахарный песок – 1 чайная ложка, масло сливочное – 1 чайная ложка, некислая сметана – 2 столовые ложки, 1/2 яйца.Творог с

Из книги Упражнения для внутренних органов при различных заболеваниях автора Олег Игоревич Асташенко

Из книги Лечение заболеваний желудка и кишечника автора Елена Алексеевна Романова

Из книги Хирургические болезни автора Александр Иванович Кириенко

Лечебные движения при язвенной болезни желудка и двенадцатиперстной кишки Язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки – это хроническое заболевание, которое характеризуется образованием язв в слизистой оболочке и более глубоких слоях стенок желудка и

Из книги Язвенная болезнь желудка. Самые эффективные методы лечения автора Юлия Сергеевна Попова

Фитотерапия при язвенной болезни желудка и двенадцатиперстной кишки Целью фитотерапии при язвенной болезни желудка и двенадцатиперстной кишки является максимально полное восстановление дефекта слизистой оболочки и нормализация всех нарушений в работе

Из книги 100 рецептов очищения. Имбирь, вода, тибетский гриб, чайный гриб автора Валерия Янис

Сборы, применяемые при язвенной болезни желудка и двенадцатиперстной кишки Сбор № 1Цветки ромашки аптечной, плоды фенхеля, корни алтея, корневище пырея, корни солодки – в равных пропорциях.2 ч. л. смеси залить 1 стаканом кипятка. Настаивать, укутав, 30 мин, процедить.

Из книги Массаж и лечебная физкультура автора Ирина Николаевна Макарова

Осложнения язвенной болезни желудка и двенадцатиперстной кишки Необходимо знатьЧастота и место язвенной болезни желудка и двенадцатиперстной кишки среди других хронических заболеваний органов брюшной полости.Клиническая анатомия, морфология и физиологии желудка и

Из книги Реабилитация после язвенной болезни автора Максим Васильевич Кабков

Рецепты блюд при язвенной болезни желудка и двенадцатиперстной кишки ЗакускиТворожное суфле с морковью Творог – 150 г, морковь – 50 г, манная крупа – 10 г, сахарный песок – 1 ч. ложка, масло сливочное – 1 ч. ложка, некислая сметана – 2 ст. ложки, 1/2 яйца.Творог с сахаром, манкой и

Из книги Лечебное питание при хронических заболеваниях автора Борис Самуилович Каганов

Очистка при язвенной болезни желудка и двенадцатиперстной кишки Вытяжка имбирного корня активно применяется в гомеопатии. Считается, что он оказывает благоприятное влияние на деятельность желудочно-кишечного тракта, например, при гастрите, язвенной болезни желудка и

Из книги Календарь долголетия по Болотову на 2015 год автора Борис Васильевич Болотов

Лечебная физкультура при язвенной болезни желудка и двенадцатиперстной кишки Язвенная болезнь – хроническое заболевание с циклическим, рецидивирующим течением, склонное к прогрессированию и развитию осложнений, не имеющее четко очерченной этиологии в отличие от

Из книги автора

Введение Дорогие читатели, вашему вниманию представлена книга, посвященная очень актуальному в настоящее время заболеванию – язвенной болезни желудка и двенадцатиперстной кишки. Актуальность этой проблемы обусловлена высокой частотой встречаемости этого

Из книги автора

Из книги автора

11 декабря Очищение при язвенной болезни желудка и двенадцатиперстной кишки При накоплении токсичных шлаков желудочно-кишечный тракт становится вялым. А ведь чем бодрее он работает, тем больше выделяет желудочных ферментов, которые играют ведущую роль в уничтожении

Из книги автора

12 декабря Очищение при язвенной болезни желудка и двенадцатиперстной кишки (продолжение) Взять 1 ст. ложку с верхом семян подорожника, залить стаканом кипятка. Настаивать в термосе всю ночь. Пить по? стакана за полчаса до еды 3 раза в день (то есть нужна 1 ст. ложка семян на

Из книги автора

13 декабря Очищение при язвенной болезни желудка и двенадцатиперстной кишки (окончание) Если вас донимают боли, положите горячий влажный компресс на область желудка и на прилегающую область спины. Тепло понизит активность желудка и расслабит мышцы желудочной стенки, что

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Размещено на http://www.allbest.ru/

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования г. Москвы. «Московский Городской Педагогический Университет» Педагогический Институт Физической Культуры и Спорта.

Контрольная самостоятельная работа по ЛФК

Средства и формы ЛФК при язвенной болезни желудка и двенадцатиперстной кишки

Хусаинова Т.В.

Москва 2014

2. Причины заболевания

3. Симптомы язвенной болезни

5. ЛФК при язвенной болезни

6. К противопоказаниям к занятиям относят

7. Основными задачами ЛФК являются

8. Методика ЛФК

9. Продолжительность занятий ЛГ 8-12 мин

10. Продолжительность занятий ЛГ 15-18 мин

12. Общетонизирующий тренирующий режим упражнений.

Литература.

1. Язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки

Общие сведения

Язвенная болезнь - это хроническое заболевание, в основе которого лежит рецидивирующая язва желудка или двенадцатиперстной кишки. Как правило, язва возникает на фоне гастрита (воспаление слизистой оболочки желудка) или дуоденита (воспаление слизистой оболочки двенадцатиперстной кишки), ассоциированного с инфекцией Helicobacter pylori. Язвенная болезнь встречается у людей любого возраста, но чаще в возрасте 30-40 лет, мужчины болеют в 6-7 раз чаще женщин.

2. Причины заболевания

Повреждение слизистой оболочки с образованием язв, эрозий и воспаления связывают с преобладанием факторов агрессии (соляная кислота, пепсин, желчные кислоты) над факторами защиты слизистой оболочки. Важную роль имеет инфицирование Helicobacter pylori. Эти микроорганизмы способны вызывать воспаление слизистой оболочки, разрушая при этом местные факторы защиты и усиливая кислотность. К факторам, способствующим возникновению заболевания относят:

ь - длительное нервно-эмоциональное перенапряжение;

ь - генетическую предрасположенность;

ь - наличие хронического гастрита или дуоденита;

ь - нарушение режима питания;

ь - употребление крепких спиртных напитков и курение;

ь - употребление некоторых лекарственных препаратов

3. Симптомы язвенной болезни

Наиболее характерным проявлением язвенной болезни является боль в верхней части живота, которая чаще возникает на голодный желудок, т.е. между приемами пищи. Боль может возникать и ночью, заставляя пациента просыпаться и принимать пищу. Боль обычно стихает в первые 30 минут после еды. Менее специфичными, но встречающимися при язвенной болезни симптомами являются тошнота, тяжесть после приема пищи, чувство переполнения желудка, рвота, снижение аппетита, массы тела, изжога.

4. Профилактика язвенной болезни

Ш - меры, направленные на уменьшение нервного напряжения;

Ш - прекращение курения и употребления алкоголя;

Ш - нормализация режима питания и качественного состава пищи;

Ш - лечение хронического гастрита или гастродуоденита.

5. ЛФК при язвенной болезни

Импульсы от рецепторов внутренних органов поступают в центральную нервную систему, сигнализируя об интенсивности функционирования и состоянии органов. При заболевании происходит нарушение рефлекторной регуляции, возникают патологические доминанты и порочные (патологические) рефлексы, извращающие течение нормальных процессов в организме человека.

Болезнь подавляет и дезорганизует двигательную активность - непременное условие нормального формирования и функционирование любого живого организма. Поэтому ЛФК является очень важным элементом лечения язвенных процессов.

Уже известно, что выполнение дозированных физических упражнений, сопровождающиеся положительными сдвигами в функциональном состоянии центров подбугорной области и повышение уровня основных жизненных процессов, вызывает положительные эмоции (т.н. психогенное и условно-рефлекторное влияние). Особенно это применимо при язвенной болезни, когда нервно-психическое состояние пациентов оставляет желать лучшего (нормализация выраженных у больных явлений дистонии со стороны нервной системы. Следует отметить воздействие физических нагрузок на нервную регуляцию пищеварительного аппарата.

При регулярном выполнении физических упражнений, как и в процессе физической тренировки, постепенно возрастают энергетические запасы, увеличивается образование буферных соединений, происходит обогащение организма ферментными соединениями, витаминами, ионами калия и кальция. Это приводит к активизации окислительно-восстановительных процессов и к повышению устойчивости кислотно-щелочного равновесия, что в свою очередь благоприятно отражается на рубцевании язвенного дефекта (влияние на трофические и регенеративные потенции тканей ЖКТ).

Влияние физических упражнений определяется их интенсивностью и временем применения. Небольшие и умеренные мышечные напряжения стимулируют основные функции желудочно-кишечного тракта, когда как интенсивные - угнетают.

Отмечается благоприятное влияние ЛФК на кровообращение и дыхание, что также расширяет функциональные возможности организма и повышают его реактивность.

В зависимости от клинической направленности заболевания и функциональных возможностей больного применяются различные формы и средства. Так как обычно в учебных заведениях применяют по возможности лишь третий (общеразвивающий) оздоровительный комплекс упражнений, то я тоже буду придерживаться его.

К противопоказаниям к занятиям относят:

v Свежая язва в остром периоде.

v Язва,осложненная кровотечением.

v Преперфоративное состояние.

v Язва, осложненная стенозом в стадии декомпенсации.

v Свежие массивные парапроцессы при пенетрации.

v Выраженные диспепсические расстройства.

v Сильные боли.

v Общие противопоказания.

v Принцип индивидуализации при применении лечебной физкультуры при данном заболевании обязателен.

6. Основными задачами ЛФК являются

Ш урегулирование процессов возбуждения и торможения в центральной нервной системе;

Ш нормализация нервно-психологического тонуса больного;

Ш улучшение функции дыхания, кровообращения и пищеварения, окислительно-восстановительных процессов;

Ш противодействие различным осложнениям, сопровождающим язвенную болезнь (спаечные процессы, застойные явления и др.);

Ш повышение функционального состояния ОДА;

Ш нормализация мышечного тонуса (являющегося мощным регулятором внутренних органов), повышение мышечной силы, поприоцептивной чувствительности;

Ш выработка необходимых моторных качеств, навыков и умений (дыхания, расслабления мышц, элементов аутогенной тренировки, координации движений и др.)

7. Методика ЛФК

язва желудок лечение физический

Утренняя гигиеническая гимнастика преследует цели общего развития и укрепления здоровья, повышения работоспособности, и помогает закаливанию, содействует более полноценному переход из заторможенного состояния в бодрствующее, устраняет застой в различных отделах. В утренней гигиенической гимнастике используют небольшое (8-10) число упражнений, охватывающих основные мышечные группы; физические упражнения должны быть простыми.

ЛГ является одной из основных форм ЛФК. Кроме общеразвивающих упражнений, применяют специальные упражнения для мышц брюшного пресса и тазового дна, дыхательные упражнения (статические и динамические), упражнения в произвольном расслаблении мышц.

Внимание! Упражнения для мышц брюшного пресса в подостром периоде заболевания исключаются. Упражнения в произвольном расслаблении мышц снижают возбудительные процессы в ЦНС, способствуют ускорению процессов восстановления работающих мышц, понижают тонус не только мышц, участвующих в расслаблении, но (рефлекторно) и гладкой мускулатуры внутренних органов желудка и кишечника, снимают спазм кишечника, привратника желудка и сфинктеров.

Терапевтический эффект ЛГ будет значительно выше, если специальные физические упражнения будут выполняться группами мышц, получающими иннервацию от тех же сегментов спинного мозга, что и заболевший орган. Это упражнения с участием мышц шеи, трапециевидных, мышц, поднимающих лопатку; большой и малой ромбовидных, диафрагмы, межреберных мышц, передней стенки живота, подвздошно-поясничной, запирательной, мышц стопы и голени.

При заболеваниях органов пищеварения эффективность ЛГ во многом зависит от выбора исходных положений, позволяющих дифференцированно регулировать внутрибрюшное давление.

Наиболее часто применяются и.п. лежа с согнутыми ногами (на левом или правом боку, на спине); в упоре, стоя на коленях, стоя на четвереньках, стоя и сидя.

И.п. лежа рекомендуются в период обострения и непосредственно после обострения заболевания как наиболее щадящие, способствующие наименьшим функциональным сдвигам, обеспечивающие наилучшие условия для выполнения дыхательных упражнений (лежа на спине с согнутыми ногами), произвольного расслабления мышц. Эти исходные положения удобны для выполнения упражнений для мышц брюшного пресса и тазового дна.

Анатомо-топографические взаимоотношения желчного пузыря, общего желчного протока и двенадцатиперстной кишки позволяют рекомендовать и.п. лежа на левом боку, стоя на четвереньках, при которых отток желчи по направлению к шейке пузыря и ампуле осуществляется под влиянием гидростатического давления. Дополнительно ускоряет отток желчи в этих исходных положениях повышение внутрибрюшного давления при полном дыхании с акцентом на диафрагму и некоторым участием мышц брюшного пресса.

И.п. стоя на коленях (на четвереньках) применяются при необходимости ограничить воздействие на мышцы живота, вызвать механическое перемещение желудка и петель кишечника; и.п. стоя и сидя используются для наибольшего воздействия на органы пищеварения.

ЛГ в водной среде проводится в бассейнах с пресной или минеральной водой. Упражнения выполняются из и.п. лежа с плавучими приспособлениями или у поручня, сидя на подвесном стульчике, стоя и в движении. Продолжительность занятия от 20 до 40 мин. Температура воды 24-26 °С. На курс лечения 12-15 процедур. Занятия проводят и индивидуальным или мало групповым методом.

Терренкур на свежем воздухе тренирует и закаливает организм, нормализует психоэмоциональную сферу. Это естественное физическое упражнение - ходьба. Дозировать физическую нагрузку можно изменением дистанции, угла подъема (номер маршрута), темпа ходьбы (прохождения заданной дистанции за определенный промежуток времени), числа остановок для отдыха и их продолжительности, применением дыхательных упражнений в период ходьбы и отдыха, назначением 1-2 или 3 прогулок в день, чередованием дней тренировок с днями отдыха.

Спортивные игры, с физиологической точки зрения, представляют собой сложные формы ациклической мышечной деятельности, существенно затрудняет их дозировку. Этот недостаток восполняется их высокой эмоциональностью. Игровая деятельность позволяет включать и использовать большие резервные возможности сердечно-сосудистой системы.

ЛГ применяют по прошествии острого периода заболевания. Следует осторожно выполнять упражнения, если они усиливают боли. Жалобы часто не отражают объективного состояния, и язва может прогрессировать при субъективном благополучии (исчезновение болей и др.). В связи с этим при лечении больных следует щадить область живота и очень осторожно, постепенно повышать нагрузку на мышцы брюшного пресса. Можно постепенно расширять двигательный режим больного путем возрастания общей нагрузки при выполнении большинства упражнений, в том числе упражнений в диафрагмальном дыхании и упражнений для мышц брюшного пресса.

Занятия ЛГ сначала проводят применительно к постельному режиму. В первые занятия необходимо научить больного брюшному дыханию при небольшой амплитуде колебаний брюшной стенки. Эти упражнения, вызывая незначительные изменения внутрибрюшного давления, содействуют улучшению кровообращения и нежному массажу органов брюшной полости, уменьшению спастических явлений и нормализации перистальтики. Движения в крупных суставах конечностей выполняют сначала с укороченным рычагом и небольшой амплитудой. Можно использовать упражнения в статическом напряжениях мышц пояса верхних конечностей, брюшного пресса и нижних конечностей. Поворачиваться в постели и переходить в положение сидя необходимо спокойно, без значительных напряжений.

8. Продолжительность занятий ЛГ 8-12 мин.

При заметном стихании болей и других явлений обострения, исчезновении или уменьшении ригидности брюшной стенки, уменьшении болезненности и улучшении общего состояния назначают палатный режим (примерно через 2 нед. после поступления в стационар). Упражнения из и.п. лежа, сидя, стоя, в упоре стоя на коленях выполняют с постепенно возрастающим усилием для всех мышечных групп (за исключением мышц брюшного пресса), с неполной амплитудой, в медленном и среднем темпе. Допускаются кратковременные умеренные напряжения мышц брюшного пресса в положении лежа на спине. Постепенно углубляется диафрагмальное дыхание.

9. Продолжительность занятий ЛГ 15-18 мин.

После исчезновения болей и других признаков обострения, при отсутствии жалоб и общем удовлетворительном состоянии назначают свободный режим. В занятиях ЛГ используют упражнения для всех мышечных групп (щадя область живота и исключая резкие движения) с возрастающим усилием из различных исходных положений. Включают упражнения с гантелями (0,5-2 кг), набивными мячами (до 2 кг), упражнения на гимнастической стенке и скамейке. Диафрагмальное дыхание осуществляется с максимальной глубиной. Ходьба доводится до 2-3 км в день, ходьба по лестнице - до 4-6 этажей, желательны прогулки на открытом воздухе. Продолжительность занятия ЛГ 20-25 мин.

В условиях санаториев и курортов, где проходят лечение больные в период ремиссии, объем и интенсивность занятий ЛГ увеличиваются: широко используют общеукрепляющие, дыхательные упражнения, упражнения на координацию движений, разрешают подвижные и некоторые спортивные игры (бадминтон, настольный теннис), эстафеты. Следует рекомендовать терренкур, прогулки, а зимой ходьбу на лыжах (маршрут должен исключать подъемы и спуски с крутизной, превышающей 15-20°; показан попеременный стиль ходьбы). В процедуре ЛГ исключают силовые, скоростно-силовые упражнения, статические усилия и напряжения, прыжки и подскоки, выполнение упражнений в быстром темпе.

10. Примерные схемы двигательных режимов

Режим с малой физической активностью (щадящий).

Режим с малой физической активностью (щадящий) применяют для восстановления адаптации к нагрузкам расширенного режима; стимуляции обменных процессов; борьбы с застойными явлениями в брюшной полости нормализации регенераторных процессов; положительного влияя на психоэмоциональную сферу больных и умеренного повышения адаптации сердечно-сосудистой системы к возрастающим физическим нагрузкам. При щадящем режиме периоды отдыха преобладают над периодами нагрузки.

Содержание режима: предусматривают бальнео- и физиотерапевтические процедуры. Утренняя гигиеническая гимнастика проводится мало групповым методом с малой нагрузкой, продолжительностью 10-15 мин, плотность занятия ЛГ 40-50%. ЛГ проводится мало групповым методом или индивидуально, продолжительность 20 - 25 мин, плотность занятия - 50%. Дозированные прогулки по ровной местности протяженностью 0,5 -1,5 км 1-2 раза в день с интервалом для отдыха не менее 1-2 ч, в темпе, свойственном динамическому стереотипу больного. Самостоятельные занятия физическими упражнениями 1-2 раза в день по 6-8 специальных упражнений. Малоподвижные игры (крокет, кегельбан) до 30 мин. Показания к назначению режима: заболевания желудочно-кишечного тракта в стадии затухающего обострения, органическое поражение сердечно-сосудистой системы с явлениями недостаточности кровообращения, наклонностью к сосудистым кризам, плохое общее состояние (резкая слабость, утомляемость).

11. Режим со средней физической активностью (щадяще-тренирующий)

Цель : восстановление адаптации к тренирующим нагрузкам. Регулирование процессов возбуждения и торможения в центральной нервной системе, нормализация вегетативных функций. Стимуляция обменных процессов, борьба с застойными явлениями в брюшной полости, улучшение регенеративных процессов.

Содержание режима : предусматривают бальнео- и физиотерапевтические процедуры. Утренняя гигиеническая гимнастика групповым методом с малой нагрузкой (продолжительностью 12-15 мин, моторной плотностью 50-60%). ЛГ со средней нагрузкой (продолжительностью 25-30 мин, 3-4 занятия в день по 5-10 мин). Дозированные прогулки в медленном и среднем темпе протяженностью 6 км и углом подъема до 10° 1-2 раза в день. Разрешается игра в крокет, кегельбан, городки, настольный теннис, бадминтон по упрощенным правилам с малой нагрузкой, в среднем до 40-60 мин. Спортивные упражнения (водный и зимний спорт) с малой нагрузкой, дозированная гребля, езда верхом, лыжные прогулки.

: хронические заболевания желудочно-кишечного тракта в фазе полной ремиссии, 1-3 года после холецистэктомии и резекции желудка, начальные явления органического поражения сердечно-сосудистой системы при компенсации кровообращения и отсутствии нарушений сердечного ритма. Режим также показан больным, переведенным со щадящего режима.

Режим с большой физической активностью (тренирующий).

Цель : поддержание работоспособности на максимально доступном уровне.

Содержание режима : в режиме дня предусматриваются бальнео- и физиотерапевтические процедуры. Утренняя гигиеническая гимнастика групповым методом со средней нагрузкой (15-20 мин, моторная плотность 60-70%). ЛГ с большой нагрузкой по специальной методике (30-45 мин, моторная плотность 60-70%). Самостоятельные занятия больных специальными упражнениями 3-4 раза в день. Дозированные прогулки в медленном темпе по маршрутам протяженностью от 10 до 20 км с углом подъема до 20°. Допускается участие в соревнованиях по упрощенным правилам. Спортивные упражнения (водный и зимний спорт) со средней нагрузкой. Физические нагрузки преобладают над покоем и отдыхом.

Показания к назначению режима : хронические заболевания желудочно-кишечного тракта в фазе стойкой ремиссии при устойчивой компенсации функций. Режим назначают также больным, переведенным с щадяще-тренирующего режима, во вторую половину курса лечения при условии положительной динамики. Длительность пребывания больного на том или ином режиме движения не обусловлена определенным числом дней. С одного режима на другой больного переводит лечащий врач на основе благоприятных сдвигов в его клиническом состоянии с адаптацией сердечно-сосудистой системы и организма в целом к предшествующему режиму движения. Не обязательно назначать все формы ЛФК нового режима: тренирующий эффект может быть достигнут и при увеличении нагрузки только в одной форме ЛФК.

12. Общетонизирующий тренирующий режим упражнений

Назначают после исчезновения болей и явлений обострения при отсутствии жалоб на основные признаки проявления заболевания при общем улучшении состояния. Сроки назначения - через 20-26 дней.

Целевая установка : восстановление адаптации больного к нагрузкам расширенного режима. Возрастающая стимуляция обменных процессов, воздействие на урегулирование процессов возбуждения и торможения в коре головного мозга, воздействие на нормализацию вегетативных функций. Борьба с застойными явлениями в брюшной полости. Содействие регенеративным процессам в желудочно-кишечном тракте.

13. Характеристика применяемых физических упражнений

Из исходных положений лежа, на боку и др. постепенно расширяют движения до полной амплитуды для крупных суставов в медленном и среднем темпе. Включают упражнения для всех мышц брюшного пресса, выполняющиеся в медленном темпе с ограничением амплитуды и с исключением резких движений.

Постепенно возрастает (примерно до 40-50% от мах.) и интенсивность выполнения упражнений на сопротивление для мышц плечевого пояса и межрёберных мышц с целью рефлекторного воздействия на органы пищеварения в сегментах D 6-9. Можно применять гантели весом до 2-4 кг, набивные мячи весом не более 2-3 кг, упражнения на спортивных снарядах. Для борьбы с застойными явлениями хороший эффект дается при диафрагмальном дыхании из различных исходных положений, которое доводится до большой глубины, чередующееся с грудным и полным дыханиями; помогает также более частая смена и.п., упражнений, игр и нагрузок при их усложнении. Постепенно в занятия включаются усложняющиеся упражнения на внимание. Плотность занятий при этом остается не выше среднего.

Ходьба доводится до 4-5 км в день. При общем хорошем самочувствии и отсутствии болей разрешается игры с мячом (волейбол и др.) с учетом индивидуальных реакций продолжительностью не более 25-35 минут. Включение в курс различного вида игр способствует поддержанию интереса и повышает продукцию положительных эмоций при общей физической нагрузке.

В процессе всего курса следует указывать учащимся на положительные сдвиги достигнутые в его состоянии и физическом развитии, внушать, что нарушения со стороны желудка незначительны и легко поправимы(психологическое воздействие).

ЛФК эффективна только при условии длительного, систематического проведения занятий с постепенным увеличением нагрузки как в каждом из них, так и на протяжении всего курса. Это должен знать и тренер и учащийся для достижения подобающих результатов.

Ниже приведена таблица примерного построения занятия для стадии ремиссии язвенного процесса. Конечно, он не может приниматься как стандарт - каждый тренер и методист вносит свои поправки и дополнения и создают свою, непохожею на все остальные курсы, специфичную тактику и методику упражнений.

14. Схема процедуры ЛГ для больных язвенной болезнью двенадцатиперстной кишки в стадии ремиссии

Дозировка, мин

Задачи раздела, процедуры

Ходьба простая и усложненная, ритмичная, в спокойном темпе

Постепенное втягивание в нагрузку, развитие координации

Упражнения для рук и ног в сочетании с движениями туловища, дыхательные упражнения в положении сидя

Периодическое повышение внутрибрюшного давления, усиление кровообращения в брюшной полости

Стоя упражнения в метании и ловле мяча, перебрасывание медбола (до 2 кг), эстафеты, чередование с дыхательными упражнениями

Общефизиологическая нагрузка, создание положительных эмоций, развитие функции полного дыхания

Упражнения на гимнастической стенке типа смешанных висов

Общетонизирующее воздействие на центральную нервную систему, развитие статико-динамической устойчивости

Элементарные упражнения лежа для конечностей в сочетании с глубоким дыханием

Снижение нагрузки, развитие полного дыхания

Строгая последовательность в увеличении нагрузки и её индивидуализация являются основными условиями при проведении всех занятий. При этом должно учитываться состояние, реакция занимающихся, особенности клинического течения, сопутствующие заболевания и физической подготовленность учащихся.

Важно и другое: занимаясь физическими упражнениями, больной сам активно участвует в лечебно-оздоровительном процессе, а это благотворно воздействует на его психоэмоциональную сферу.

Занятия имеют и воспитательное значение: учащиеся привыкают систематически выполнять физические упражнения, это становится его повседневной привычкой. Занятия ЛФК переходят в занятия общей физкультурой, становятся потребностью человека и после выздоровления.

Литература

1. Василенко В. Х., Гребнев А. Л. Болезни желудка и 12-ти перстной кишки. - М.: Медицина, 1988. - 344с.

2. Диагностика и лечение хронических болезней органов пищеварения. - М.: Медицина, 1990.-386с.

3. Лечебная физкультура и врачебный контроль: Учебник для студентов мед. институтов/Под ред. В.А. Епифанова, Г.А. Апанасенко. - М.: Медицина, 1990.- 366с.

4. Лечебная физкультура: Справочник/Под ред. В.А. Епифанова - М.: Медицина, 1988. -587с.

5. Лечебная физкультура в системе медицинской реабилитации / Под ред. А.Ф. Каптелина, И. П. Лебедевой.- М.: Медицина, 1995.- 400с.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Характеристика язвенной болезни желудка и двенадцатиперстной кишки. Этиология и патогенез, классификация и клиническая характеристика болезни. Механизмы лечебного действия физических упражнений при язвенной болезни желудка и двенадцатиперстной кишки.

    дипломная работа , добавлен 25.05.2012

    Этиология и патогенез язвенной болезни. Клинические проявления, диагностика и профилактика. Осложнения язвенной болезни, особенности лечения. Роль медицинской сестры в реабилитации и профилактике язвенной болезни желудка и двенадцатиперстной кишки.

    курсовая работа , добавлен 26.05.2015

    Симптомы язвенной болезни желудка и двенадцатиперстной кишки. Осложнения язвенной болезни: прободение (перфорация), пенетрация, кровотечение, стеноз привратника и двенадцатиперстной кишки. Профилактика заболевания и хирургические методы лечения.

    реферат , добавлен 02.05.2015

    Основные данные о язвенной болезни желудка и двенадцатиперстной кишки, их этиология и патогенез, клиническая картина, осложнения. Особенности диагностики. Характеристика комплекса реабилитационных мер для восстановления больных язвенной болезнью.

    курсовая работа , добавлен 20.05.2014

    Язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки как проблема современной медицины. Совершенствование сестринской помощи при язвенной болезни желудка и двенадцатиперстной кишки. Составление плана сестринских вмешательств, правила ухода за больным.

    курсовая работа , добавлен 05.06.2015

    Диспансерное наблюдение больных язвенной болезнью желудка и двенадцатиперстной кишки. Причины возникновения и проявления заболевания, его этиология и патогенез. Профилактика обострений язвенной болезни. Гигиенические рекомендации по профилактике.

    курсовая работа , добавлен 27.05.2015

    Этиология, классификация и патогенез язвенной болезни желудка и двенадцатиперстной кишки. Исследование причинно-следственной связи язвенной болезни желудка и двенадцатиперстной кишки с эколого-биогеохимическими факторами риска на территории г. Канаша ЧР.

    курсовая работа , добавлен 29.05.2009

    Определение язвенной болезни желудка, ее вызывающие и предрасполагающие факторы. Патогенез язвы желудка и двенадцатиперстной кишки. Классификация язвенной болезни. Клинические формы язвенной болезни и особенности их течения. Общие принципы лечения.

    реферат , добавлен 29.03.2009

    Особенности понятий язвенной болезни желудка и двенадцатиперстной кишки. Этиология и патогенез. Влияние нервно-психических факторов на развитие болезни Действие париетальной клетки слизистой оболочки желудка. Основные причины роста заболеваемости.

    история болезни , добавлен 22.12.2008

    Классификация, патогенез, клиника и осложнения язвенной болезни желудка и двенадцатиперстной кишки. Диагностика и лечение язвенной болезни. Влияние алкоголя на секреторную и моторную функции желудка. Неотложная помощь при желудочно-кишечном кровотечении.

Профилактическая и лечебная физкультура при язвенной болезни помогает активизировать обмен веществ и наладить работу иммунитета. Основной причиной возникновения язвы желудка являются нервные и психические перенапряжения, которые вызывают нарушения работы желудочно-кишечного тракта, и внедрение патогена Хеликобактер пилори. Также возбудителями патологии выступает нездоровая пища, курение, частое употребление алкогольных напитков и наследственность.

Польза ЛФК при язвенной болезни

Заболевание подавляет и разрушает двигательные процессы организма - неизменное условие его правильного функционирования и развития. Именно поэтому лечебная физкультура - один из главных элементов терапии язвенной болезни. При регулярном выполнении правильно подобранных упражнений наблюдается положительная динамика. Также физические нагрузки оказывают позитивное воздействие на пищеварительный аппарат. При частом выполнении упражнений ЛФК в организме растут запасы энергии, увеличивается количество ионов кальция, минеральных веществ и промежуточных кислотно-основных соединений. Наблюдается положительное влияние лечебной физкультуры на кровоток и дыхательные органы, что повышает функционирование всех систем организма.

Эффективность проведения физических упражнений

Активизация мышц ускоряет метаболизм.

ЛФК при язвенной болезни - это терапия, в которой используются наиболее приемлемые способы активизации защитных, адаптированных и компенсационных функций организма, направленных на устранение патологий. Совместно с двигательным аппаратом восстанавливаются и другие системы организма. Лечебная физкультура оказывает видимое внешнее воздействие на физические функции. К примеру, специально разработанные упражнения для дыхания оказывают активное влияние на бронхи, вызывая при этом обильное выделение мокроты.

Задачи лечебной физкультуры

Язва желудка является самой распространенной патологией пищеварительной системы. Как правило, заболевание протекает долгое время, поэтому к первоначальным целям ЛФК при язвенной болезни желудка относятся:

  • нормализация функций центральной нервной системы;
  • повышение качества кровообращения и снижение возникших воспалений;
  • улучшение психического и эмоционального состояния пациента;
  • активизация репаративного и пищеварительного процесса в желудочно-кишечном тракте;
  • ликвидация всех нарушений функционирования желудка, которые возникают при заболевании язвой.

Комплекс упражнений необходимо согласовать с доктором.

Необходимо помнить о том, что синдромы язвенных болезней не всегда проявляются. Заболевший может даже и не подозревать о формирующейся патологии. Поэтому рекомендуется регулярно посещать врача для обнаружения такого рода заболеваний. Также нужно помалу активизировать двигательные функции пациента с помощью растущей нагрузки при ЛФК.

Ориентировочный комплекс упражнений ЛФК

Физические упражнения при язве желудка рекомендуют проводить через 3 часа после окончания приема пищи. Все рекомендованные движения запрещено выполнять в быстром темпе. Первые тренировки необходимо выполнять до 8 раз, а потом постепенно увеличивать их количество до 20. Некоторые из них рассмотрены в таблице:

Исходное положение Движения Количество повторов, раз
Стоя с прямой спиной Запястья находятся на поясе 4-5
Делать повороты корпуса в правую и в левую сторону
Держать левую руку на грудной клетке, а правую на животе до 5
Параллельно выполнять дыхательное упражнение: вдыхать воздух на протяжении 4 секунд, выдыхать - 8 секунд и снова вдыхать 6 секунд
Стоя оперевшись в опору (например, в спинку стула) Поднять подбородок как можно выше, держа ступни вместе, сильно нажимать руками на опору, при этом держа в напряжении ноги и корпус на протяжении 10 секунд 2-4
После, расслабиться, опустить руки
Лежа на твердой поверхности Пролежать в расслабленном состоянии до 1 минуты 1
Стоя Поставить руки перед собой и резкими движениями начать отводить локти в противоположные стороны 3-4

Чрезмерное выполнение упражнений усугубляет состояние больного.

Кроме вышеуказанных гимнастических упражнений, существует еще ряд других, которые также могут использоваться врачами-реабилитологами. Комплекс терапии язвенной болезни желудка воздействует на заболевание комплексно. Одновременно врачи используют трофический и компенсационный метод.