Ярошевский история психологии скачать pdf. Ярошевский, михаил григорьевич. Ярошевский М. История психологии от античности до середины ХХ в

Ярошевский М.Г. - об авторе

Окончил ЛГУ. Во время учёбы в ЛГУ был репрессирован, но после ареста Ежова выпущен. В 1945 под руководством С. Л. Рубинштейна окончил аспирантуру и защитил кандидатскую диссертацию на тему «Учение Потебни о языке и сознании». С этого же времени работал в секторе психологии Института философии АН СССР. Преподавал в МГУ, читая курс по истории психологии. Во время кампании борьбы с «космополитами» уехал в Таджикистан. С 1951 по 1964 организовал и возглавил несколько кафедр психологии в педагогических институтах Таджикской ССР и лабораторию экспериментальной психологии в Таджикском государственном университете. С 1965 работал в Институте истории естествознания и техники АН СССР, в качестве заведующего сектором проблем научного творчества. Был членом редколлегий журналов «Вопросы истории естествознания и техники» и «Психологического журнала».

Учениками М. Г. Ярошевского является ряд известных современных российских психологов, в частности, Т. Д. Марцинковская и др. Именно М. Г. Ярошевский явился автором статьи «Кибернетика — наука мракобесов», давшей начало идеологической кампании против кибернетики в СССР. Впоследствии сожалел об авторстве этой статьи и издал сборник о репрессиях в советской науке.

Ярошевский М.Г. - книги бесплатно:

В данном учебном пособии проанализирован исторический путь одной из основных наук о человеке - психологии - в контексте общественного развития и в ее взаимосвязи с другими отраслями знания. Специальное внимание уделено истории отечественной...

Возможные форматы книг (один или несколько): doc, pdf, fb2, txt, rtf, epub.

Ярошевский М.Г. - книги полностью или частично доступны для бесплатного скачивания и чтения.

(22.08.1915, Херсон — 22.03.2002, Москва) — российский психолог, специалист в области теории и истории психологии, социальной психологии и психологии науки. Основатель научной школы в области социальной психологии науки. Доктор психологических наук (1962), профессор (1963). Почетный академик РАО (1993). Действительный член Нью-Йоркской академии наук (1994). Действительный члн Академии педагогических и социальных наук (1996). Член Центрального совета Общества психологов СССР. Член редколлегий ряда журналов: «Вопросы психологии», «Психологический журнал» и др. В 1997 (совместно с А. В. Петровским) был удостоен премии Правительства РФ за научно-практическую разработку «Четырехуровневой системы психологического образования в высших учебных заведениях» и премии Г. И. Челпанова 1-й степени (совместно с В. В. Рубцовым) за авторский вклад и редакцию юбилейного сборника трудов: «Выдающиеся психологи Москвы». В 1937 г. Ярошевский окончил факультет русского языка и литературы ЛГПИ и поступил в аспирантуру на кафедру психологии, возглавляемую С. Л. Рубинштейном . В 1938 г. был репрессирован в связи с делом Л. Н. Гумилева . В 1939 освобожден и благодаря содействию С. Л. Рубинштейна был восстановлен в аспирантуре. (Реабилитирован только в мае 1991 г.). В 1941— 1943 гг. работал учителем в школах Средней Азии и старшим преподавателем кафедры языка и литературы Ленинабадского педагогического института (Таджикская ССР). С 1943 г. Ярошевский — аспирант кафедры психологии философского факультета МГУ им. М. В. Ломоносова , где в 1945 г. под руководством С. Л. Рубинштейна защитил кандидатскую диссертацию: «Учение А. А. Потебни о языке и сознании». В 1945—1951 гг. работал научным сотрудником сектора психологии Института философии АН СССР (Москва). С 1951 г. — старший преподаватель кафедры педагогики и психологии Ленинабадского педагогического института. С 1955 г. — заведующий кафедрой психологии Кулябского педагогического института. В 1960—1965 гг. заведовал организованной им кафедрой психологии Душанбинского педагогического института и лабораторией экспериментальной психологии Таджикского государственного университета. В 1962 г. защитил в качестве докторской диссертации свою первую монографию: «Проблема детерминизма в психофизиологии ХIХ века» (1961). В 1965—1968 гг. работал старшим научным сотрудником Ленинградского филиала ИИЕиТ АН СССР. В 1968 г. переезжает в Москву и занимает должность заведующего сектором «Психологии научно-технического творчества» (позднее преобразованный в сектор «Социальной психологии науки») ИИЕиТ АН СССР. С 1989 по 1997 г. — главный научный сотрудник ИИЕиТ РАН. Основные труды Ярошевского относятся к области истории и методологии психологии и наук о человеке, психологии научного творчества, социальной и исторической психологии науки, науковедения. Исследуя закономерности развития психологических знаний от античности до наших дней, разработал концепцию категориального анализа научной деятельности, согласно которому, помимо эмпирико-теоретического знания, выделяется категориальный строй науки как система предельно обобщенных конкретно-научных понятий, организующая научное знание и определяющая логику развития науки. В дальнейшем, отталкиваясь от этого подхода, Ярошевский выдвинул концепцию научной деятельности (рассматриваемой в неразрывном единстве ее предметно-логического, социального и личностного аспектов), основанием и единицей анализа которой выступает исследовательская программа. Представление об исследовательской программе как консолидирующем начале коллективной деятельности ученых, реализуемой путем распределения научных функций (ролей), послужило основанием для разработки программно-ролевого подхода к исследованию научного коллектива, давшему начало новому направлению — социальной психологии науки («Психология науки» / в соавт., М., 1998.). Интеграция дальнейшей работы в этом направлении с историко-научным подходом привела к разработке системы понятий, раскрывающей психологическую специфику научного творчества (надсознательное, оппонентный круг, категориальная апперцепция, когнитивный стиль ученого и др.), которая составляет основание еще одного созданного Ярошевским направления — исторической психологии науки. Исследования в этом направлении позволили выявить специфику особой науки о поведении, возникшей в России и развивавшейся самобытным путем, определившим ее уникальный вклад в мировую науку («Наука о поведении: русский путь», М., 1996). Помимо работ в указанных направлениях впервые, после полувекового перерыва, Ярошевский инициировал и организовал в 1980—1990-х гг. публикации работ З. Фрейда в России, сопроводил их вступительными статьями, комментариями и примечаниями. В последние годы большое внимание уделял теоретической психологии, рассматривая ее в историческом ракурсе. Совместно с А. В. Петровским издал серию монографий и учебных пособий, где подробно представил теоретическое и категориальное содержание психологической науки: категории образа, действия, мотива, отношения, переживания; принципы детерминации и системности и развития. Рассматривал психологическое познание как деятельность, анализировал психофизическую, психофизиологическую и психогностическую проблемы. Считал категориальную систему ядром теоретической психологии. («История психологии» / в соавт., М., 1994; «История и теория психологии» / в соавт. с А. В. Петровским, М., 1996, в 2-х тт.; «Основы теоретической психологии» / в соавт. с А. В. Петровским, М., 1998; «Психология» (учебник для вузов) / в соавт. с А. В. Петровским, 1998,1999, 2002, 2001; «Теоретическая психология» / в соавт., М., 2000). Ярошевский также автор и соредактор с А. В. Петровским словарей — «Краткий психологический словарь», М., 1985, 1998; «Психология. Словарь», М., 1990. Автор монографий: «История психологии» (1966, 1976, 1985); «Психология в ХХ столетии» (1971, 1974); «Развитие и современное состояние зарубежной психологии» (1974, в соавт.); «Сеченов и мировая психологическая мысль» (1981); «Репрессированная наука» (1990, 1994; в 2 тт); «Выготский: в поисках новой психологии» (1993); «Историческая психология науки» (1995); «История психологии от античности до середины ХХ столетия» (1996); «100 выдающихся психологов мира» (1996, в соавт.; и ряда др. В 1998 по состоянию здоровья вынужден был уехать в США, где закончил свой жизненный путь.

А. В. Юревич, В. В. Умрихин

Ярошевский М. История психологии от античности до середины ХХ в.

От автора

Современное научное знание о психике, о душевной жизни человека развивается в двух направлениях: с одной стороны, оно пытается ответить на вопросы об устройстве и ценности этой жизни сегодня, в конце XX столетия, с другой – возвращается к множеству былых ответов на эти вопросы. Оба направления нераздельны: за каждой проблемой сегодняшней научной психологии стоят достижения прошлого.

На извилистых, порой запутанных путях истории науки возводились несущие конструкции всей системы обусловленных логикой и опытом представлений о поведении и сознании. Помочь читателю проследить, как из века в век создавалась эта система, задача этой книги. В ней конспективно представлены наиболее значимые, на взгляд автора, результаты, полученные историками психологии, теми, кто занят изучением событий, занесенных в летопись психологического познания.

Конечно, подход каждого исследователя своеобразен, на нем сказываются приметы времени. Кроме того, историк изучает то, что уже свершилось. И все же – "ничто так не меняется, как неизменное прошлое"; оно по-разному видится в зависимости от методологических воззрений исследователя.

В смене научных теорий и фактов, которую иногда называют "драмой идей", есть определенная логика – сценарий этой драмы. Вместе с тем производство знаний всегда совершается на конкретной социальной почве и зависит от внутренних, непознанных механизмов творчества ученого. Поэтому для того чтобы воссоздать полноценную картину этого производства, любую научную информацию о психическом мире необходимо рассматривать в системе трех координат: логической, социальной и личностной.

Знакомство с историей науки имеет значение не только в познавательном плане, т.е. с точки зрения приобретения информации о конкретных теориях и фактах, научных школах и дискуссиях, открытиях и заблуждениях. Оно исполнено также глубинного личностного, духовного смысла.

Человек не может осмысленно жить и действовать, если его существование не опосредовано какими-то устойчивыми ценностями, несравненно более прочными, чем его индивидуальное Я. К таким ценностям относятся и создаваемые наукой: они надежно сохраняются, когда обрывается тонкая нить индивидуального сознания. Приобщаясь к истории науки, мы ощущаем причастность к великому делу, которым веками были заняты благородные умы и души и которое незыблемо, пока существует человеческий разум.


Обратно в раздел

Или

М.: Академия, 1996/ - 416 с.

В данном учебном пособии проанализирован исторический путь одной из основных наук о человеке - психологии - в контексте общественного развития и в ее взаимосвязи с другими отраслями знания. Специальное внимание уделено истории отечественной психологической мысли.

Формат: doc / zip

Размер: 415 Кб

/ Download файл

Формат: html / zip

Размер: 341 Кб

/ Download файл

Содержание:
От автора
Глава I
ИСТОРИЯ ПСИХОЛОГИИ: ЕЕ ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ
Психологическая наука и ее предмет
Теоретическое и эмпирическое знание
Предмет истории психологии
Научная деятельность в трех аспектах
Логика развития науки
Общение – координата науки как деятельности
Личность ученого
Задачи истории психологии
Глава II
АНТИЧНАЯ ПСИХОЛОГИЯ
1. ОБЩИЙ ОЧЕРК РАЗВИТИЯ АНТИЧНОЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ МЫСЛИ
2. ВОЗЗРЕНИЯ НА ПРИРОДУ ПСИХИЧЕСКОГО
Анимизм
Гилозоизм
Гераклит: душа как «искорка Логоса»
Демокрит: душа – поток огненных атомов
Гиппократ: учение о темпераментах
Алкмеон: мозг – орган души
Анаксагор: «ум» как начало вещей
Софисты: учителя мудрости
Сократ: познай самого себя
Платон: душа и царство идей
Аристотель: душа – способ организации тела
Психологические воззрения в эпоху эллинизма
Стоики
Эпикурейцы
Проблемы нравственного поведения и воспитания
Александрийская наука
Гален
Филон: пневма как дыхание
Плотин: понятие о рефлексии
Августин: понятие о внутреннем опыте
3. ИТОГИ РАЗВИТИЯ АНТИЧНОЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ МЫСЛИ
Глава III
РАЗВИТИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ В СРЕДНИЕ ВЕКА И ЭПОХУ ВОЗРОЖДЕНИЯ
1. АРАБОЯЗЫЧНАЯ НАУКА
2. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИДЕИ СРЕДНЕВЕКОВОЙ ЕВРОПЫ
3. ДУХОВНАЯ ЖИЗНЬ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ
4. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОБУЧЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ В ЭПОХИ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ И ВОЗРОЖДЕНИЯ
Глава IV
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ НОВОГО ВРЕМЕНИ
1. ПРИНЦИПЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ МЫСЛИ XVII ВЕКА
Рене Декарт: рефлексы и «страсти души»
Бенедикт Спиноза: Бог – Природа
Готфрид-Вильгельм Лейбниц: проблема бессознательного
Томас Гоббс: ассоциация идей
Джон Локк: два вида опыта
2. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИДЕИ ЭПОХИ ПРОСВЕЩЕНИЯ
Просвещение
Давид Гартли: основоположник ассоцианизма
Джордж Беркли: вещь как комплекс
Дэвид Юм: субъект – пучок ассоциаций
Историческая судьба учения об ассоциациях
Психологические взгляды французских просветителей
Ростки исторического подхода
Глава V
ЗАРОЖДЕНИЕ ПСИХОЛОГИИ КАК НАУКИ
Естественнонаучные предпосылки
Развитие ассоцианизма
Джон Стюарт Милль: ментальная химия
Александр Бэн: пробы и ошибки
Герберт Спенсер: эволюционная психология
Иоганн-Фридрих Гербарт: статика и динамика
Появление принципа биологическога детерминизма
Чарльз Роберт Дарвин: революция в биологии
Глава VI
РАЗВИТИЕ ОТРАСЛЕЙ ПСИХОЛОГИИ
1. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ
«Сертификат» на независимость
Эрнст Вебер: зарождение психофизики
Густав Теодор Фехнер: основы психофизики
Франц Дондерс: время реакции
Герман Людвиг Гельмгольц: основоположник психофизиологии
Эдуард Пфлюгер: сенсорные функции
Разделение психики и сознания в исследованиях гипногогов
Вильгельм Вундт: «отец» экспериментальной психологии
Герман Эббингауз: метод бессмысленных слогов
Изучение навыков
2. ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ
Проблема индивидуальных различий
Френсис Гальтон: наследственность гения
Развитие метода тестов
Альфред Бине: диагностика умственного развития
3. ПСИХОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ
Предпосылки выделения возрастной психологии в самостоятельную область
Стелла Холл: рождение педологии
Джеймс Семи: ассоцианизм в детской психологии
Эрнст Мейман: педагогическая психология
Эдуард Клапаред: идея саморазвития
Арнольд Гезелл: нормальное детство
Джеймс Марк Болдуин: культурное развитие ребенка
Карл Бюлер: стадии психического развития
Маргарет Мид: этнопсихология детства
4. ЗООПСИХОЛОГИЯ
Дарвин и подъем сравнительной психологии
Психика животных и психика человека
«Закон экономии» Ллойд-Моргана
Дискуссия о вариативности поведения
Жак Леб: теория тропизмов
Можно ли приписать сознание инфузории?
Между Сциллой и Харибдой – механицизмом и антропоморфизмом
Познаваемасть психических актов
5. СОЦИАЛЬНАЯ И КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ
«Психология народов»
«Коллективный организм»
Вклад психоневрологов
Внушение и подражание
Э.Дюркгейм: коллективные представления
Концепция ценностей
Концепция инстинктов
6. ПСИХОТЕХНИКА
Глава VII
ОСНОВНЫЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ШКОЛЫ
1. КРИЗИС ПСИХОЛОГИИ
2. СТРУКТУРАЛИЗМ
3. ВЮРЦБУРГСКАЯ ШКОЛА
4. ФУНКЦИОНАЛИЗМ
5. БИХЕВИОРИЗМ
6. НЕОБИХЕВИОРИЗМ
7. СОЦИАЛЬНЫЙ БИХЕВИОРИЗМ
8. ГЕШТАЛЬТ-ПСИХОЛОГИЯ
9. ТЕОРИЯ «ПОЛЯ» КУРТА ЛЕВИНА
10. ГЕНЕТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ ЖАНА ПИАЖЕ
11. ПСИХОАНАЛИЗ (ГЛУБИННАЯ ПСИХОЛОГИЯ)
Зигмунд Фрейд: основоположник психоанализа
Карл Густив Юнг: аналитическая психология
Альфред Адлер: индивидуальная психология
12. НЕОФРЕЙДИЗМ
Карен Хорни: образ Я
Эрих Фромм: «бегство от свободы»
Гарри Спок Салливен: межличностные отношения
Эрик Эриксон: Эго-психология
13. ТЕОРИЯ ШТЕРНА
14. ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ
Глава VIII
РАЗВИТИЕ ПСИХОЛОГИИ В РОССИИ
1. СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ КОРНИ
2. ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ НАУКА ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX ВЕКА
Середина века
Два направления в проблеме человека
Антропологический принцип в философии П.Г.Чернышевского
П.Д.Юркевич о душе и внутреннем опыте
К.Д.Кавелин о культурной детерминации психики
А.А.Потебня: язык народа как орган, образующий мысль
Изменение социальной ситуации в конце XIX века
3. УНИВЕРСИТЕТСКИЕ ПРОФЕССОРА
Университетскае психологические школы
Вл.С.Соловьев: неохристианская концепция души
Л.М.Лопатин: психическая жизнь как духовное творчество
Н.Я.Грот: личность и свобода воли
Н.О.Лосский: теория интуитивизма и идеал-реализма
С.Л.Франк: душа человека
М.И.Владиславлев: соединение этики и эстетики
А.И.Введенский: знание и вера
Д.Н.Овсянико-Куликовский: психология творчества
Л.И.Петражицкий: правовые и нравственные чувства
Некоторые итоги
4. РАЗВИТИЕ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ В РОССИИ
Первые шаги
Г.И.Челпанов: создание Института экспериментальной психологии
Н.Н.Ланге: естественнонаучная ориентация психологии
5. РУССКИЙ ПУТЬ В НАУКЕ О ПОВЕДЕНИИ
Достойный памятник русского ума
И.М.Сеченой – основатель науки о поведении
И.П.Павлов – создатель учения об условно-рефлекторнай деятельности
Объективная психология В.М.Бехтерева
А.А.Ухтомский – учение о доминанте
6. ПУТИ РАЗВИТИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ В 20-50-Е ГОДЫ XX СТОЛЕТИЯ
Реактология
Психология социального бытия Г.Г.Шпета
Разгром педологии
Л.С.Выготский: теория высших психических функций
7. ПРИНЦИП ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПСИХОЛОГИИ
М.Я.Басов: человек – деятель в среде
С.Л.Рубинштейн: единство сознания и деятельности
А.Д.Леонтьев: строение деятельности
8. О СУДЬБАХ РУССКОЙ ПСИХОЛОГИИ
Послесловие
Рекомендованная литература

22 марта 2001 г. на 86м году жизни скончался выдающийся российский ученый Михаил Григорьевич Ярошевский.

М.Г.Ярошевский родился 22 августа 1915 г. в Херсоне. Окончив в 1937 г. Ленинградский государственный педагогический институт им. А.И.Герцена, М.Г.Ярошевский поступил в аспирантуру, стремясь, как и его учитель С.Л.Рубинштейн, заниматься методологическими проблемами психологии. Однако вскоре он был арестован и провел около года в тюрьме. В деле по обвинению в антисоветской деятельности вместе с М.Г.Ярошевским проходили и другие студенты и аспиранты института, в том числе и Л.Н.Гумилев, дружеские отношения с которым сохранялись еще долгое время. После освобождения М.Г.Ярошевский смог, переехав в Москву, продолжать свою научную деятельность.

В 1945 г. он защитил кандидатскую диссертацию "Учение А.А.Потебни о языке и сознании ", в которой были проанализированы психологические аспекты лингвистической теории А.А.Потебни, раскрыты взаимосвязи различных форм слова и влияние его идей на психолингвистические теории начала XX в. В Москве М.Г.Ярошевский продолжил совместную работу с С.Л.Рубинштейном, по рекомендации которого он начал работать в Институте философии АНСССР. Однако развернувшаяся кампания борьбы с космополитизмом привела к необходимости отъезда из Москвы в Таджикистан, где М.Г.Ярошевский проработал до 1965 г. В этот же период он опубликовал одну из лучших и самых любимых своих работ "Проблема детерминизма в психофизиологии XIX века " (Душанбе, 1961), которая легла в основу его докторской диссертации, защищенной в 1961 г.

С 1965 г. М.Г.Ярошевский работал в Институте истории естествознания и техники АН СССР, где он создал и в течение многих лет возглавлял сектор, занимающийся психологическими проблемами научного творчества. В последнее десятилетие научная деятельность М.Г.Ярошевского была тесно связана и с Психологическим институтом РАО, где он занимался вопросами научных школ, существовавших в нем, а также исследованием истории института. В эти же годы он был избран почетным академиком Российской Академии образования (1990) и действительным членом НьюЙоркской Академии наук (1994).

М.Г.Ярошевский открыл многие важные принципы науковедения, категориального строя психологии и ее методологии. Фактически именно он заложил основы науковедения в России, в том числе и подходы к исторической психологии науки. Для развития этого направления М.Г.Ярошевский использовал разработанные им методы категориального анализа. Этот подход предполагал учет социальноисторических условий, определивших появление и развитие психологических концепций, а также изучение идеогенеза, когнитивного стиля, оппонентного круга, категориальной апперцепции, надсознательного и других детерминант, определивших появление идей, которые лежат в основе деятельности научной школы.

Анализируя связь между логикой развития научного знания и такими параметрами, как социальная перцепция, когнитивный стиль, личностные качества ученых, М.Г.Ярошевский смог показать особенности сочетания объективных и субъективных параметров в развитии теоретических основ психологии, что необходимо для понимания не только ее исторических корней, но и современного состояния. Созданный М.Г.Ярошевским подход к анализу психологии дает возможность осознать причины методологических проблем, существующих в настоящее время в психологии, и частично даже предугадать возможные перспективы ее развития в будущем.

Исследование социальной ситуации развития психологии в России привело М.Г.Ярошевского к созданию нового направления в науковедении - социальной психологии науки, которая помогла выявить не исследованные прежде аспекты научного творчества, определить понятие научной школы. Исходя из введенного им понятия "исследовательская программа ", вокруг которой объединяется группа ученых, образующих научную школу, М.Г.Ярошевский описал школы, существовавшие в российской психологии (школы Павлова, Выготского), проанализировал их методологию.

В русле социальной психологии науки М.Г.Ярошевский впервые изучил и описал особенности российской психологии, в которой зародилось направление, название им "наука о поведении ". Он доказал, что основы этого течения были заложены такими выдающимися учеными, как И.М.Сеченов, Н.Н.Ланге, А.А.Ухтомский, И.П.Павлов, А.Н.Бернштейн, и продолжены в работах С.Л.Рубинштейна и А.Н.Леонтьева.

Огромное значение для истории и методологии психологической науки имели работы М.Г.Ярошевского, посвященные изучению естественнонаучных корней российской психологии, в частности работам И.М.Сеченова и И.П.Павлова. Его когнитивный стиль также отличало стремление к точности, объективному и полному анализу существа вопроса. Именно поэтому проблема детерминизма, а впоследствии и других методологических принципов психологии стала одной из центральных тем его творчества.

Однако приверженность М.Г.Ярошевского естественнонаучной психологии не исключала интереса к философии, в том числе к тем психологическим концепциям, которые разрабатывались в русле русской гуманистической философии. В последние годы в фокус его исследовательских интересов попала концепция В.С.Соловьева, трагическую фигуру которого он анализировал не только с научных, но и с личностных позиций. Боязнь не успеть достроить создаваемую им концепцию исторической психологии науки, прояснить свои взгляды окружающим, в том числе и ученикам, стимулировала его научную деятельность. Это привело к необычайной продуктивности в последние десятилетия, в написании нескольких фундаментальных монографий: "Л.С.Выготский: в поисках новой психологии " (1993), "Историческая психология науки " (1995), "Наука о поведении - русский путь " (1996).

Анализ истории создания Психологического института РАО заставил М.Г.Ярошевского поновому взглянуть и на фигуру Г.И.Челпанова, который был вдохновителем изучения одной из немногих оставшихся в России немарксистских научных школ, существовавшей в Государственной академии художественных наук (ГАХН).

Изучение трагически оборвавшейся деятельности (а часто и жизни) многих российских ученых дало М.Г.Ярошевскому основание ввести в научный оборот новое понятие "репрессированная наука ", а также поставить вопрос о необходимости восстановления полной и адекватной картины развития российской психологии, искаженной вследствие

многих идеологических штампов. Материалы о жизни и творчестве отечественных ученых, накопленные М.Г.Ярошевским, показали, что прекращена была деятельность не только тех, кого арестовали и расстреляли, но и тех, кто остался, но не смог продолжить свою работу в первоначально задуманном направлении. Он предполагал обобщить этот материал в новой книге "Психология в терминах драмы ", которая, к сожалению, так и не была написана.