Обучение гигиене полости рта малыша и взрослого человека. Методы индивидуальной гигиены полости рта Факультет последипломного образования

Учебные элементы

Цель занятия: Изучить и освоить методики ухода за полостью рта.

Основные термины: гигиена полости рта, методы чистки зубов, языка, стандартный метод чистки зубов.

Контрольные вопросы:

5) Контроль исходного уровня знаний

6) Собеседование по теме

а) алгоритм гигиены полости рта.

б) методы чистки зубов

в) использование флосса, флоссеты, флосстика, тейпа

г) использование зубочистки

д) использование ирригатора

е) ошибки, совершаемые при уходе за полостью рта

3) Контроль усвоения знаний

Изложение учебного материала

Гигиена полости рта – это комплекс мероприятий, важнейшим компонентов которого является чистка зубов. По данным ВОЗ 92 % населения не умеют чистить зубы. Гигиена полости рта у большинства российских детей ограничена набором эмпирических манипуляций с применением стандартной зубной щетки и пасты.

Алгоритм чистки зубов

1) Вымыть руки с мылом.

2) Прополоскать рот теплой водой.

3) Промыть тщательно зубную щетку водой.

4) Осуществить чистку зубов с помощью зубной щетки и пасты

5) Прополоскать рот.

6) Намылить рабочую часть зубной щетки мылом или обработать специальным раствором.

7) Поставить зубную щетку в бокс головкой вверх

Возможны варианты в зависимости от возраста ребенка, вида зубной пасты, состояния полости рта, предпочтений индивидуума и пр.

Использование зубной щетки

Движения зубной щетки при чистке зубов:

· Вертикальные (подметающие) выполняются вдоль оси зуба от десны и предназначены для удаления налета с вестибулярной и язычной поверхности, частично пришеечной области и межзубных промежутков, десны.

· Горизонтальные (возвратно-поступательные) предназначены для удаления налета с окклюзионных поверхностей.

· Вращательные (круговые) предназначены для удаления налета из фиссур и ямок, пришеечной области и массажа десны.

Выполняя последовательно этапы стандартного метода чистки зубов, руководствуются правильным расположением щетки по отношению к различным поверхностям зубов, правильным выбором вида движений и проведением необходимого количества движений на поверхностях различных групп зубов.

Известно множество методик чистки зубов (Леонарда, Басса, Фонеса, Рейте, Чартера, Смита-Белла, Стилмана, Пахомова, Бокой).

Стандартный метод чистки зубов (Пахомов Г.Н). Зубной ряд условно делят на 6 сегментов (моляры, премоляры, резцы с клыками). Чистку осуществляют при несомкнутых зубных рядах. Щетку располагают под углом 45 градусов к оси зуба и при помощи 10 вертикальных подметающих движений удаляют налет с вестибулярной поверхности верхних левых моляров. Поочередно очищают все сегменты верхней челюсти. Небная поверхность очищается аналогично. На нижней челюсти последовательность и виды движений повторяются. Жевательная поверхность зубов очищается при помощи возвратно-поступательных движений.

Метод Леонарда предусматривает два вида движений: вертикальные и горизонтальные. Головка устанавливается перпендикулярно оси зуба, и вертикальными движениями от десны удаляется налет с вестибулярной и оральной поверхности. Окклюзионная поверхность очищается возвратно-поступательными горизонтальными движениями.

Метод Фонеса осуществляется при сомкнутых зубных рядах. Зубную щетку ставят перпендикулярно оси зуба и выполняют круговые движения, одновременно очищая вестибулярные поверхности зубов верхней и нижней челюсти. Язычные и жевательные поверхности очищают также круговыми движениями.

Метод Чартера предназначен как для очищения зубов, так и для массажа десен. Является дополнительным терапевтическим мероприятием при воспалительных заболеваниях пародонта. Зубную щетку устанавливают под углом 45° к оси зуба щетинками в сторону режущего края зуба. При выполнении легких круговых движений щетинки проникают в межзубные пространства. После трех-четырех движений зубную щетку перемещают на новую группу зубов и повторяют весь процесс. Этот метод рекомендован детям школьного возраста, обладающим определенными мануальными навыками. Чистку проводят под контролем стоматолога.

Метод самоконтролируемой чистки зубов (Бокая В.Г.). Перед чисткой окрашивают зубной лет. Вестибулярные и оральные поверхности очищают вертикальными движениями с максимальным захватом десны. Вестибулярные поверхности очищаются при сомкнутых челюстях в прямом прикусе с захватом десны до переходных складок. Пациент осуществляет контроль качества чистки по наличию красителя через каждые пять движений. Максимальный захват десны обеспечивает тщательное удаление зубного налета и ее массаж, а слизистая выступает в качестве дозатора силы чистящих движений.

Большое количество методов чистки зубов свидетельствует об актуальности проблемы. Трудно представить существование простого и эффективного метода чистки зубов, универсального для всех. Невозможно пользоваться единым методом взрослым и детям, при здоровой полости рта и ее патологии, при отсутствии или наличии «ортодонтических» проблем. Вместе с тем, соблюдение определенных общепризнанных базовых принципов позволит оптимизировать процесс удаления зубного налета.

Следует отметить, что клиническая эффективность зубных щеток в меньшей степени обусловлена их конструктивными особенностями. Более важными факторами являются тщательный инструктаж по гигиене полости рта и правильная техника чистки зубов.

Для оценки эффективности индивидуальной гигиены полости рта и

мотивации пациента к повышению качества чистки зубов проводится контролируемая чистка зубов (КЧЗ), осуществляемая индивидом под контролем гигиенического индекса в присутствии специалиста.

Контролируемая чистка зубов является составной частью комплекса мероприятий по гигиеническому обучению и воспитанию (ГОиВ) ребенка. Формированием знаний и навыков по гигиене полости рта у населения в настоящее время занимаются гигиенисты стоматологические. Однако при необходимости в процессе может участвовать врач-стоматолог. КЧЗ осуществляется в несколько посещений.

Методика КЧЗ

В первое посещение проводится полное стоматологическое обследование пациента, данные фиксируются в медицинской карте. При наличии интраоральной камеры, пациенту демонстрируются выявленные стоматологические «проблемы», в том числе имеющийся микробный налет. Для усиления эффекта можно зубной налет окрасить. Видеопрезентация сопровождается подробными объяснениями. Гигиенический индекс определяется, если с момента чистки зубов прошло не более 5 часов.

Во второе посещение ребенок приносит используемые предметы и средства гигиены полости рта. Специалист оценивает состояние зубной щетки, флоссов, характеристики зубной пасты и их соответствие состоянию полости рта пациента. Ребенок в присутствии родителей (по возможности без их участия в беседе) рассказывает об индивидуальной гигиене полости рта. После этого осуществляется чистка зубов с определением ГИ до, и после манипуляции. Гигиенист располагается рядом в качестве наблюдателя и фиксирует все недостатки, но в процесс не вмешивается. Эффективность чистки зубов оценивается по разнице баллов ГИ. При показаниях осуществляется подбор адекватных предметов и средств гигиены полости рта, обучение правилам ухода за ротовой полостью.

В третье посещение ребенок приходит с новой зубной щеткой (флоссом, флосстиком, скребком) и пастой (ополаскивателем, спреем). Осуществляется КЧЗ, вносятся коррекции. В дальнейшем периодичность посещений определяется гигиенистом индивидуально.

Индивидуальный контроль качества чистки зубов осуществляется пациентом или родителями. С этой целью применяются специальные красители: раствор основного фуксина, эритрозина, Шиллера-Писарева, Люголя, эритрозин содержащие таблетки. Таблетированные препараты в домашних условиях предпочтительнее, так как более гигиеничны и окрашивают весь налет. КЧЗ лучше проводить вечером при наличии свободного времени у родителей.

Использование флосса

Флоссинг – процедура очистки межзубных промежутков и контактных поверхностей зубов с помощью флосса. Нить используют после каждого приема пищи, обычно 2-3 раз в сутки.

Методика флоссинга:

Вымыть руки;

Отрезать флосс длиной 20–30 см;

Зафиксировать концы флосса на средних пальцах рук, намотав на один значительно больший фрагмент;

С помощью указательных и больших пальцев флосс аккуратно вводится в межзубной промежуток;

Охватив шейку зуба в виде полупетли, пилящими и вертикальными движениями осторожно продвигать нить от десны;

Обновить рабочую часть нити перемещением петель на пальцах;

По окончании процедуры утилизировать флосс;

Вымыть руки.

Применение флоссеты или флосстика значительно удобнее, проще, и способствует выработке привычки флоссинга.

Использование зубочистки

К помощи зубочистки прибегают при отсутствии других предметов гигиены полости рта. Методика применения: зубочистку разместить под углом 45 градусов к зубу, при этом конец должен находится в зубодесневой борозде, а сторона должна прижиматься к поверхности зуба. Затем кончик зубочистки продвигают вдоль зуба, следуя от основания бороздки к контактной точке зуба.

Использование ирригатора

Ирригаторы применяют в качестве дополнительного предмета гигиены для очищения труднодоступных участков полости рта и массажа десен. После традиционной чистки зубов щеткой и пастой направляют мощную струю воды в межзубные промежутки, под фиксированные элементы ортодонтической аппаратуры. Последовательность очищения сегментов аналогична стандартному методу. Применение ИПР у детей способствует выработке привычки ухода за полостью рта, так как является для них элементом игры.

Чистка языка

Гигиена языка предусматривает удаление налета, слизи, остатков пищи с помощью обычной зубной щетки, специальной зубной щетки, насадки для чистки языка электрической зубной щетки, скребка. Особое внимание гигиене языка следует уделять при наличии заболеваний ЖКТ, складчатого или «географического» языка. В этих случаях на языке скапливается большое количество слизи и налета, что создает благоприятные условия для размножения и жизнедеятельности патогенных микроорганизмов.

Гигиена языка осуществляется после чистки зубов. Щетка средней степени жесткости перемещается подметающими движениями от корня языка к кончику. Количество движений вариабельно, в среднем 10–12. После нескольких движений щетку необходимо промыть под струей воды для удаления слизи. Щетка увлажняется водой или зубной пастой. Однако применение пенящейся пасты не целесообразно, так как возможно возникновение рвотного рефлекса.

Применение скребка аналогично вышеуказанной методике. Пользоваться скребком надо осторожно во избежание травмирования языка.

Для очищения всей полости рта специально разработаны ЗЩ Colgate 360° с подушечкой для чистки языка, которые удаляют до 36% больше бактерий, вызывающих появление неприятного запаха изо рта.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

ГБОУ СПО «Медицинский колледж № 2, Волгоград»

ТЕМА: «Средства, применяемые при проведении профессиональной гигиены полости рта»

Выполнила:

Швед Мария Юрьевна

Введение

Средства, применяемые при проведении профессиональной гигиены полости рта

Литература

Введение

Профессиональная гигиена полости рта - комплекс мероприятий, имеющий целью устранение (минимизацию) негативного влияния на периодонт микрофлоры микрофлоры зубных отложений.

Задачи профессиональной гигиены:

1. Выявление факторов риска развития патологии периодонта, планирование их устранения (минимизации).

2. Обеспечение удовлетворительного уровня домашней гигиены полости рта.

3. Удаление зубных отложений профессиональными средствами.

4. Устранение локальных травмирующих факторов (коррекция пломб, коронок, вредных привычек).

Соответственно задачам, проведение профессиональной гигиены включает следующие этапы:

1. Стоматологическое обследование с выявлением факторов риска развития патологи периодонта.

2. Контроль навыков индивидуальной гигиены полости рта, подбор зубной щетки, пасты, дополнительных средств гигиены; коррекция техники индивидуальной чистки зубов.

3. Удаление мягких и твердых зубных отложений.
Устранение дефектов пломб и коронок, полирование всех поверхностей каждого зуба и пломб.

4. Обработка поверхностей зубов реминерализующими профилактическими средствами.

Средства, применяемые при проведении профе ссиональной гигиены полости рта

В настоящее время используются следующие методы профессионального удаления зубных отложений:

· Ручной;

· Звуковой или ультразвуковой;

· Воздушно-абразивный;

· Химический.

Профессиональному удалению зубных отложений должна предшествовать подготовка полости рта, которая заключается в орошении слабым раствором антисептика.

Для приготовления дезинфицирующего раствора можно использовать специальные средства, например шипучие таблетки содержащие тимол и ментол, которые оказывают легкое антисептическое действие, благодаря уменьшению поверхностного натяжения очищают зубы от крови и инородных частиц, освежают полость рта.

Ручной (механический) метод удаления зубных отложений предусматривает использование для этой цели различных стоматологических инструментов.

Его преимуществами являются:

· Формирование максимально «гладкой» поверхности зуба и корня;

· Очищение большей площади поверхности зуба или корня за одно движение инструмента;

· Уменьшение риска инфицирования вследствие отсутствия водно-воздушной смеси;

· Возможность проведения профессиональной гигиены у пациентов с имплантатами и пришеечными реставрациями;

· Экономичность.

Затраты времени на обработку одного зуба ручным методом, в среднем, составляют 7-8 минут.

Для удаления минерализованных отложений в стоматологической практике используются широкая группа инструментов, называемых общим словом скейлеры. К ним относятся следующие группы инструментов:

1. Серповидные скейлеры: с изогнутым лезвием и с прямым лезвием;

2. Кюреты: универсальные и зоно-специфические (Грейси и др.);

3. Мотыги;

4. Долото;

5. Рашпили.

Ручные инструменты изготавливают из различных материалов: металла, металла с алмазным напылением; нержавеющей стали высокого качества; нержавеющей стали с нитрид-титановым покрытием; пластмасс; тефлона. Инструменты с алмазным напылением обычно используют в хирургической пародонтологии (например, при лоскутных операциях). Они имеют изогнутое плечо, закругленную рабочую часть и применяются для обработки области фуркации корней.

Мотыга (мотыгообразный скейлер) - служит для обнаружения и удаления над- и поддесневых зубных отложений.

Долото - предназначено для удаления зубных отложений с апроксимальных поверхностей фронтальных зубов.

Рашпиль (напильник, файл) - служит для удаления массивных минерализованных отложений путем их соскабливания с поверхности зубов.

Ультразвуковой и звуковой методы применяют для удаления плотного, пигментированного зубного налета, над- и поддесневого зубного камня.

Их основными преимуществами являются:

Существенно более высокая скорость обработки поверхности зубов по сравнению с ручным методом;

Меньшие усилия гигиениста во время работы;

Очищение операционного поля водой;

Больший комфорт для пациента.

Впервые использовать колебания ультразвуковой частоты для удаления зубных отложений предложил Циннер в 1955 г. Первые автоматические скейлеры были предназначены для пародонтологии. Современные системы подразделяют на звуковые и ультразвуковые.

Звуковые системы представлены пневматическими скейлерами. Чаще всего они выпускаются в виде наконечника для стоматологических установок и работают при помощи сжатого воздуха, который подается от турбины стоматологической установки. Кончик рабочей части инструмента совершает эллипсовидные колебательные движения с амплитудой до 1,5 мм и частотой от 2 до 6 кГц в секунду, при этом все поверхности насадки являются рабочими.

Ультразвуковые скейлеры преобразуют электрический ток в микроскопические вибрационные колебания ультразвуковой частоты - 16000 до 45000 циклов в секунду (16-45 КГц). При этом механический компонент дополняется ирригацией, кавитационным эффектом и акустической турбулентностью.

Эти системы могут выпускаться в виде наконечников для стоматологической установки или отдельных аппаратов. По принципу действия они подразделяются на магнитоконстрикционные и пьезоэлектрические. профессиональный гигиена зубной отложение

В магнитоконстрикционных аппаратах железный или никелевый сердечник в катушке переменного тока приводиться в продольное колебание со средней частотой 20-35 КГц. Рабочий кончик инструмента движется по эллипсовидной траектории, что позволяет использовать все поверхности насадки, которая быстро и значительно нагревается. Для ее охлаждения требуется большое количество водного аэрозоля, что может затруднить обзор рабочей области.

В пьезоэлектрических аппаратах в поле переменного тока происходит деформация кристаллов кварца. Возникающие при этом колебания передаются на рабочую часть прибора, обеспечивая линейные движения ее кончика с частотой от 25 до 45 КГц. При таком движении активируются только две стороны насадки. Это усложняет работу, однако, считается, что пьезоэлектрические скейлеры обладают меньшей повреждающей способностью по сравнению с магнитострикционными и звуковыми. Линейные возвратно-поступательные движения рабочего кончика наиболее эффективны и безопасны, в большинстве таких систем используется небольшое количество воды и производится ее сверхтонкое распыление на торце насадки.

Воздушно-абразивные системы применяются для удаления пигментированного налета (налета курильщика, пищевых красителей), качественного очищения фиссур жевательной поверхности (в том числе, перед герметизацией), очищения гладких поверхностей зубов перед фиксацией брекетов, полировки после удаления зубных отложений ручным и ультразвуковым методом.

Аппараты этого типа выпускают в виде отдельного блока, подключаемого к сети переменного тока и к сети сжатого воздуха от компрессора стоматологической установки, или в виде наконечника с резервуаром для абразивного вещества, подключаемого на место турбинного наконечника стоматологической установки.

Принцип их работы заключается в очищении поверхности смесью воды и порошка, приводимой в движение сжатым под большим давлением воздухом. В воздушно-абразивных аппаратах насадка имеет два канала: через один осуществляется подача воды, через второй - смеси воздуха и порошка. На кончике насадки эти два потока соединяются в один точно направленный спрей. Порошок чаще всего представляет собой мелкодисперсный бикарбонат натрия или оксид алюминия.

Химический метод используют для размягчения минерализованных, плотно фиксированных зубных отложений. С этой целью на поверхность зубного камня наносят растворы или гели, содержащие кислоты. Нередко для одновременного действия в подобные составы добавляют йод. Время воздействия таких препаратов обычно составляет 30-60 секунд (иногда дольше), после чего их смывают, и зубной камень удаляют обычным способом.

Химические средства для удаления зубных отложений используют при наличии большого количества зубного камня, особенно на подвижных зубах, и в случае выраженного психологического дискомфорта пациента во время проведения профессиональной гигиены.

Систематика удаления зубных отложений на нижней челюсти

Литература

1. Кузьмина Э.М. Гигиенист стоматологический. Учебное пособие М., 2005.;

2. Кузьмина Э.М. Гигиенист стоматологический. Учебное пособие М., 2012 - 416 с.

3. Интернет источник

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Определение индивидуальной гигиены. Алгоритм стандартного метода чистки зубов. Типы зубных щеток - основного инструмента для удаления отложений с поверхности зубов и десен. Назначение зубочисток, флюсов и щетки-скребка, эликсиров. Качество зубных паст.

    презентация , добавлен 28.09.2015

    Основные предметы и вспомогательные средства индивидуальной гигиены полости рта. Сертификация зубных щеток, их виды и конструкция. Двухуровневая "стрижка" щетины. Использование флоссов и зубочисток. Ротовые ирригаторы и приспособления для очищения языка.

    реферат , добавлен 29.11.2009

    Теоретические аспекты значения гигиены полости рта. Методологические основы деятельности медицины в сфере профилактической стоматологии. Изучение распространенности и особенностей патологии пародонта. Значение профессиональной гигиены полости рта.

    дипломная работа , добавлен 31.01.2015

    Понятие и значение средств гигиены полости рта как системы, в состав которой входят разнообразные натуральные и синтетические вещества, предназначенные как для профилактического, так и для терапевтического воздействия. Задачи индивидуальной гигиены.

    презентация , добавлен 24.04.2016

    Тщательное и регулярное удаление пациентом зубных отложений с поверхностей зубов и десен с помощью различных средств. Правильная и качественная самостоятельная либо индивидуальная чистка зубов. Предметы гигиены полости рта. Применение зубных паст.

    презентация , добавлен 24.09.2013

    Причины возникновения и развития заболеваний полости рта. Детальная характеристика методов профилактики основных стоматологических заболеваний. Особенности индивидуальной гигиены полости рта. Сущность этапов организации стоматологического просвещения.

    презентация , добавлен 21.08.2015

    Общая характеристика основных методов удаления зубных отложений: механический (ручной, машинный), ультразвуковой и пневматический (звуковой), химический, комбинированный. Разновидности стоматологических зондов и кюреток. Виды ультразвуковых аппаратов.

    презентация , добавлен 09.06.2015

    Гигиена полости рта: влияние на состояние зубов и защита от распространенных и опасных болезней. Рекомендуемые органами здравоохранения зубные щетки. Правила чистки зубов. Особенности выбора зубной пасты. Вспомогательные средства гигиены полости рта.

    реферат , добавлен 07.11.2011

    Распространенность и патология пародонта среди пациентов, обратившихся в стоматологическую поликлинику. Социально-демографическая и клиническая характеристика пациентов, страдающих заболеваниями пародонта. Значение профессиональной гигиены полости рта.

    курсовая работа , добавлен 14.06.2009

    Общее понятие и основные задачи гигиены. Методы санитарного обследования среды. Вклад Гиппократа, Аристотеля, Клавдия Галена, Авиценны, М. Ломоносова, Ф. Эрисмана в развитие гигиены как науки. Основополагающие законы гигиены, их сущность и содержание.

Тема. Гигиена полости рта.
Цель . Обучить студентов методам и средствам личной и профессиональной гигиены полости рта.
Метод проведения. Групповое занятие.
Место проведения. Лечебный и фантомный кабинеты.
Обеспечение

Техническое оснащение: диапроектор «Пеленг», стоматологическая установка, кресло, наборы инструментов для обследования полости рта, индикаторы зубного налета, зубные щетки , пасты, гели, эликсиры, зубочистки, флоссы.

Учебные пособия: слайды, таблицы, стенды, фантомы.

Средства контроля: контрольные вопросы, задачи, ситуационные задачи, вопросы для тестового контроля знаний, домашнее задание.
Вопросы, изученные ранее и необходимые для данного занятия. Состав, свойства слюны и ротовой жидкости (кафедра биохимии).
План занятия

1. Проверка выполнения домашнего задания.

2. Теоретическая часть. Средства и методы индивидуальной гигиены полости рта. Методы чистки зубов. Средства и методы профессиональной гигиены полости рта. Собеседование по контрольным вопросам и контрольным задачам . Решение учебных ситуационных задач.

3. Клиническая часть. Демонстрация преподавателем методов чистки зубов на фантоме: стандартного, при заболеваниях пародонта, комбинированных и других. Демонстрация методики применения межзубных нитей (флоссов). Демонстрация на стенде средств индивидуальной гигиены полости рта.

4. Самостоятельная работа студентов. Обучение студентами пациентов правилам чистки зубов, проведение бесед по подбору щеток и зубных паст.

5. Разбор результатов самостоятельной работы студентов.

6. Решение контрольных ситуационных задач.

7. Тестовый контроль знаний.

8. Задание на следующее занятие.
Аннотация

Первичная профилактика стоматологических заболеваний включает комплекс мероприятий. Ведущим мероприятием в этом комплексе является гигиена полости рта. Принято различать индивидуальную и профессиональную гигиену.

Под индивидуальной гигиеной понимают тщательное и регулярное удаление каждым человеком отложений с поверхности зубов и десен. Профессиональная гигиена полости рта проводится специалистом (стоматологом или врачом-гигиенистом) и обеспечивает удаление мягких и минерализованных зубных отложений, контроль за качеством индивидуальной гигиены, диагностику ранних стадий кариеса зубов и заболеваний пародонта.

Средства индивидуальной гигиены полости рта – это зубные щетки, ирригаторы полости рта, зубные нити, зубные порошки и пасты, гели, зубные эликсиры, жевательная резинка.

Методами индивидуальной гигиены полости рта являются чистка зубов и полоскание полости рта.

Механическое удаление зубных отложений осуществляется с помощью зубной щетки. Зубная щетка состоит из ручки и рабочей части, представленной рядами пучков щетины. В качестве щетины в основном применяются искусственные волокна. По жесткости различают три вида щетинок: жесткие, средние, мягкие; по длине рабочей части и величине ручки – взрослые и детские. Существуют также электрические зубные щетки.

Зубная щетка должна быть индивидуальной для каждого человека. Срок эксплуатации в среднем от одного до трех месяцев, пока не наступит деформация пучков щетины.

Однако, даже тщательное соблюдение правил гигиены полости рта с использованием одних зубных щеток не позволяет добиться очищения межзубных промежутков. Для этого используют зубные нити (флоссы). Они изготавливаются из искусственных волокон. Нить длиной 30-40 см вводится в межзубные промежутки, прижимается к поверхности зуба и проводится вверх-вниз, совершая 6-7 движений. Также для этой цели применяют зубочистки – деревянные и пластмассовые; ирригаторы – используется струя воды под давлением 2-10 атм. через наконечник. Давление создается компрессорами, к воде добавляются лекарственные вещества.

Химическое очищение зубов от налета проводится с помощью зубной пасты. В настоящее время ведущие мировые производители зубных паст привлекают к созданию новых видов не только технологов, дизайнеров, инженеров, но и стоматологов с тем, чтобы пасты максимально соответствовали потребностям населения в зависимости от конкретных стоматологических ситуаций. Зубная паста – это сложносоставная система, в формировании которой участвуют много компонентов:

а) абразивы (мел, бикарбонат натрия, дикальций фосфат, полимерные соединения метилметакрилата и др.);

б) увлажняющие вещества (глицерол и сорбитол), препятствующие испарению воды и способствующие сохранению однородности пасты;

в) связывающее вещество (природные смолы);

г) пенообразующие вещества, или детергенты (лаурилсульфат), способствующие образованию пены и облегчающие процесс чистки зубов;

д) антимикробные препараты, или консерванты (спирты, бензоаты, формальдегиды);

е) вода 20-30%;

ж) лечебно-профилактические добавки, определяющие назначение пасты;

з) гелеобразующие вещества.

Зубные пасты можно распределять по принадлежности (детская, подростковая, взрослая), по консистенции, по назначению, по степени пенистости, по содержанию элементов и т.д.

Наиболее существенна градация зубных паст по назначению (табл. 1), в соответствии с ним все зубные пасты подразделяются на две основные группы: гигиенические и лечебно-профилактические.

Таблица 1

Классификация практической градации зубных паст


Зубные пасты

гигиенические

лечебно-профилактические

простые

сложносоставные

комбинированные

комплексные

1. Очищающие

2. Дезодорирующие



1. Противокариесные

2. Абразивные

3. Противовоспалительные


1. Противокариесные

2. Противовоспалительные

3. Десенситивные.


1. Противокариесные

2. Противокариесные и противовоспалительные

3. Противокариесные и десенситивные

Гигиенические зубные пасты предназначены для очищения зубов от налета и дезодорирования полости рта («Апельсиновая», «Семейная», «Мятная», «Московская», «С добрым утром», «Фосфориновая», «Ovenal», «Red-White»).

Лечебно-профилактические зубные пасты делятся на две подгруппы: простые и сложносоставные. Простые лечебно-профилактические зубные пасты обладают каким-либо одним воздействием: противокариесным или противовоспалительным, или абразивным. Сложносоставные лечебно-профилактические пасты подразделяются на комбинированные и комплексные. К комбинированным относятся пасты, в состав которых входят два или три лечебно-профилактических компонента, направленных на терапию и профилактику одного вида патологии. Комплексные зубные пасты включают несколько лечебно-профилактических компонентов, действующих на различные виды патологии.

В условиях появления все более сложных по составу зубных паст, имеющих целенаправленное действие, подбором зубной пасты должен заниматься стоматолог и рекомендовать ее в соответствии с конкретным стоматологическим и гигиеническим статусами пациента. Для этого необходимо знать основную направленность зубных паст:

а) для профилактики кариеса – содержат фтористые и фосфорно-кальциевые соединения;

б) для профилактики заболеваний десен – включают растительные и противоспалительные компоненты (экстракты ромашки, шалфея, эвкалипта и др., хлоргексидин, триклозан и т.д.);

в) для зубов с повышенной чувствительностью к внешним раздражителям, содержащие гидроксиапатит или трикальций фосфат и способствующие обтурации дентинных трубочек, или фторсодержащие с нитратом калия, обеспечивающие изоляцию нервных волокон.
Основные правила чистки зубов

Для чистки зубов применяются подметающие, скребущие, круговые и возвратно-поступательные движения.

Подметающие движения проводятся от десны к краю коронки, они необходимы для очистки щечных, небных, язычных и вестибулярных поверхностей зубов. Скребущие и возвратно-поступательные движения применяются для чистки жевательных поверхностей зубов. Круговые движения проводятся на всех поверхностях после скребущих движений. Зубную щетку располагают перпендикулярно очищаемой поверхности. Для создания стереотипизма вначале очищают зубо-десневую зону моляров с любой стороны, продвигаясь по вестибулярной поверхности к жевательной, а затем на небную поверхность. После переходят на премоляры и фронтальные зубы. Сначала чистят зубы верхней челюсти, потом нижней. Каждую поверхность сегмента необходимо очищать 8-10 движениями щетки, а на очистку всех зубов необходимо затратить 300-400 движений. Самой оптимальной схемой чистки зубов считается чистка два раза в сутки: утром и вечером после приема пищи.
Профессиональная гигиена полости рта

Под термином «профессиональная гигиена полости рта» понимается тщательное удаление мягких и твердых зубных отложений со всех поверхностей зубов и десен профилактическими средствами, под контролем индикаторов зубного налета. Профессиональная гигиена полости рта проводится стоматологом или врачом-гигиенистом и включает: обучение, учет, контроль за гигиеническим состоянием полости рта, коррекцию, регистрацию состояния зубов и тканей полости рта, систематическое удаление зубных отложений с недоступных поверхностей.

4. Зубные щетки, требования к ним, различия, подбор, сроки эксплуатации.

5. Очистители межзубных промежутков.

6. Зубные пасты, состав.

7. Зубные пасты, практическая градация.

8. Основные правила чистки зубов.

9. Понятие «профессиональная гигиена полости рта».

10. Этапы профессиональной гигиены полости рта.
Контрольные задачи

Задача 1. Соотнесите средства гигиены:

Задача 2. Какие средства обеспечивают механическое удаление зубного налета?

10. Во второе посещение по поводу профессиональной гигиены полости рта пациент перед зеркалом самостоятельно очистил поверхности зубов с помощью зубной щетки и пасты. Врач дал рекомендации по правильному использованию межзубных очистителей.

Все ли мероприятия, предусмотренные на данном этапе профессиональной гигиены, выполнены врачом?


Контрольные

1. При осмотре полости рта в пришеечной области зубов верхней и нижней челюстей значительное скопление мягкого зубного налета. При детальном опросе выяснилось, что пациент длительное время пользуется мягкой зубной щеткой.

Каковы причины данного гигиенического статуса в полости рта? Дайте рекомендации по уходу, хранению и срокам эксплуатации зубной щетки.

2. Пациент затрудняется подобрать себе зубную щетку и межзубные очистители. Проведите консультацию по подбору пациенту этих средств индивидуальной гигиены полости рта, укажите, на что нужно акцентировать внимание.

3. К врачу-стоматологу обратился пациент с жалобами на кровоточивость и болезненность десны в области 35, 34 и 33 зубов.

Объективно: межзубные сосочки и маргинальная десна в области указанных зубов отечны , гиперемированы, с раневой поверхностью. Из анамнеза выяснено, что пациент пользовался новой зубной щеткой.

Объясните и перечислите возможные причины острого воспаления десны.

4. Пациент К., 30 лет, обратился с жалобами на боль при приеме пищи, чистке зубов, самопроизвольную кровоточивость десен.

При объективном исследовании – маргинальная десна и зубодесневые сосочки отечны, гиперемированы, сосочки увеличены в размере, кровоточат при прикосновении. Обнаружены ложные десневые карманы без нарушения зубодесневого прикрепления.

Диагноз: обострение хронического катарального гингивита средней степени тяжести.

Какую зубную щетку и зубную пасту на период лечения необходимо рекомендовать пациенту? Дайте обоснование.

5. В ходе профессиональной гигиены полости рта при опросе выяснилось, что во время чистки зубов пациентка использует скребущие и возвратно-поступательные движения на всех поверхностях зубов, начиная с фронтальных зубов и заканчивая областью моляров.

Есть ли нарушение в методике чистки зубов ? Если да, то опишите основные правила очищения поверхности зубов.

6. В процессе проведения профессиональной гигиены полости рта врач обследовал полость рта, окрасил зубной налет с последующей демонстрацией пациенту, удалил зубные отложения, дал рекомендации по правильному выбору средств индивидуальной гигиены полости рта.

Перечислите этапы, предусмотренные профессиональной гигиеной полости рта.

7. К врачу-стоматологу обратился пациент с жалобами на кровоточивость десен при чистке зубов.

Объективно: межзубные сосочки и краевая десна отечны, гиперемированы, сосочки кровоточат при дотрагивании. Индекс гигиены составляет 1,6 балла. Поставлен диагноз – острый серозный гингивит.

8. При проведении профессиональной гигиены полости рта в третье посещение пациент очистил поверхность зубов с помощью зубной щетки и пасты самостоятельно. Врач проконтролировал качество чистки зубов.

Все ли манипуляции были выполнены на данном этапе? Перечислите сроки повторного контроля за соблюдением пациентом гигиены полости рта.

9. Пациент предъявляет жалобы на повышенную чувствительность зубов от внешних раздражителей.

В составе комплексного лечения пациенту была рекомендована зубная паста, содержащая гидроксиапатит или трикальций фосфат, а также фторсодержащая зубная паста с нитратом калия.

10. На прием к врачу-стоматологу обратился пациент с жалобами на кровоточивость десен при употреблении жесткой пищи и при чистке зубов.

Объективно: межзубные сосочки отечны, гиперемированы, имеют цианотичный оттенок, кровоточат при дотрагивании. Обильный мягкий зубной налет. Индекс гигиены 4 балла.

Какие методы и средства индивидуальной и профессиональной гигиены полости рта могут быть рекомендованы пациенту? Дайте обоснование.


Тестовый контроль знаний

1. Какие средства гигиены полости рта относят к индивидуальным?

а) зубные щетки;

б) флоссы;

в) зубные пасты;

г) ирригаторы;

д) резиновые чашечки.

2. Какие компоненты входят в состав гигиенических зубных паст?

а) абразивы;

б) увлажняющие вещества;

в) природные смолы;

г) пенообразующие вещества;

д) анестезирующие вещества;

е) лечебно-профилактические добавки.

3. Как подразделяются лечебно-профилактические зубные пасты?

а) сочетанные;

б) комбинированные;

в) сложносоставные;

г) простые;

в) комплексные.

4. Что относят к межзубным очистителям?

а) зубочистки;

б) флоссы;

в) ирригаторы;

г) штрипсы.

5. Какие из перечисленных веществ относят к компонентам лечебно-профилактических зубных паст?

а) абразивы;

б) увлажнители;

в) консерванты;

г) детергенты;

д) лечебно-профилактические добавки;

е) антибиотики;

ж) прижигающие вещества.

6. Укажите методы индивидуальной профилактики полости рта:

а) чистка зубов;

б) удаление зубного камня;

в) ирригация полости рта;

г) удаление зубных отложений с недоступных поверхностей.

7. Перечислите основные движения, применяемые при чистке зубов:

а) подметающие;

б) трущие;

в) круговые;

г) возвратно-поступательные.

8. Какие вещества входят в состав противокариесных зубных паст?

а) фторид натрия;

б) противовоспалительные компоненты;

в) противомикробные препараты.

9. Какие вещества входят в состав зубных паст, применяемых для профилактики заболеваний пародонта?

а) фтористые соединения;

б) растительные экстракты;

в) фосфорно-кальциевые соединения.

10. Для чего предназначены гигиенические зубные пасты?

а) очищение от налета;

б) дезодорирование полости рта;

в) профилактика заболеваний десен;

г) профилактика повышенной чувствительности зубов.


Домашнее задание:

а) дать определение индивидуальной и профессиональной гигиене;

б) перечислить средства индивидуальной гигиены полости рта;

в) перечислить гигиенические пасты;

г) состав зубных паст;

д) классификация лечебно-профилактических зубных паст;

е) этапы профессиональной гигиены полости рта.
Литература

Основная

1. Боровский Е.В., Терапевтическая стоматология / Е.В. Боровский, В.С. Иванов, Ю.М. Максимовский, Л.Н. Максимовская. – М.: Медицина, 2001. – С. 212-219, 266-269, 718-727.

2. Зубные болезни: практическое руководство / под ред. проф. Н.Н. Гаражи. – Ставрополь: Изд-во СтГМА, 1998. – С. 338-342.

3. Максимовский Ю.М. Терапевтическая стоматология / Ю.М. Максимовский, Л.Н. Максимовская, Л.Ю. Орехова. – М.: Медицина, 2002. – С. 225-231.

Дополнительная

1. Терапевтическая стоматология: учебное пособие / под ред. проф. Л.А. Дмитриевой. – М., 2003. – С. 580-585.

2. Тестовые задания для контроля уровня знаний по пропедевтике стоматологических заболеваний / под ред. проф. М.М. Пожарицкой. – М., 2000. – С. 48

3. Тестовые задания по пропедевтике стоматологических заболеваний. Часть I. Терапевтическая стоматология / под ред. проф. Н.Н. Гаражи. – Ставрополь, 2003. – 40 с.

4. Улитовский С.Б. Зубные пасты / С. Б. Улитовский. – СПб., 2000. – 272 с.

Ведущим направлением современной стоматологии становится профилактика. Известно, что подавляющее большинство населения от кариеса в различных формах. Нередко уже в детском возрасте наблюдаются серьезные разрушения молочных зубов. Кроме того, почти 100 % населения страдают от воспаления десен и кровоточащие десны многими уже воспринимаются как вполне обычное явление. А ведь это приводит к воспалению периодонта и затем – к потере зуба. Лечение и протезирование, в свою очередь, достаточно болезненны и дорогостоящи. На сегодняшний день, очевидно, что легче предотвратить развитие многих заболеваний, чем в последствии вкладывать большие моральные и материальные силы в устранение патологии. В наше время существенно увеличивается влияние практикующих врачей в стоматологическом просвещении населения. К сожалению, немногие специалисты способны на должном уровне провести индивидуальную мотивацию и обучение пациентов в области оральной гигиены. И для того, чтобы профессиональная гигиена на самом деле стала мощным этапом борьбы с современными стоматологическими заболеваниями, необходимо четко знать все группы и методы основных профилактических мероприятий.

Зубные отложения

В литературе до настоящего момента не существует единой терминологии, объективно характеризующей зубные отложения. Под одним и тем же названием нередко подразумевают различные структурные образования. Наиболее популярен в настоящее время термин «plaque» и его перевод на русский язык – «бляшка» или «зубной налет».

Все зубные отложения можно сгруппировать следующим образом:

  1. Неминерализованные зубные отложения.
    1. Кутикула;
    2. Пелликула;
    3. Плотный зубной налет (зубная бляшка);
    4. Мягкий зубной налет.
  2. Минерализованные зубные отложения.
    1. Наддесневый зубной камень;
    2. Поддесневый зубной камень.

Кутикула или редуцированный эпителий эмалевого органа, вскоре после прорезывания теряется, поэтому в физиологии зуба существенной роли не играет.

Пелликула (приобретенная кутикула) образуется на поверхности зуба вскоре после его прорезывания и является производным слюнных гликопротеидов. При снятии пелликулы абразивным средством она быстро восстанавливается, если зуб находится в контакте со слюной (20-30 минут). Пелликула является бесструктурным образованием, плотно фиксируемым к поверхности зуба. Бактерий в пелликуле обнаружить не удалось. От состояния пелликулы зависит процесс диффузии и проницаемости в поверхностном слое эмали, изменение состава и свойств пелликулы может благоприятствовать развитию кариеса. Во-первых, пелликула способна уменьшить начальный поток фтора в зуб, в то же время она может задержать обратную диффузия из зуба образовавшихся фторидэмалевых продуктов.

Зубная бляшка располагается над пелликулой зуба, она бесцветна, поэтому для ее обнаружения используются окрашивающие растворы. Это образование с шероховатой поверхностью, которое располагается над десной, чаще в пришеечной области зуба, под десной, в фиссурах. Зубная бляшка образуется путем адсорбции микроорганизмов на поверхности эмали, плотно прикреплена к ней и растет за счет постоянного наслаивания новых бактерий. Кроме того, она содержит эпителиальные клетки, лейкоциты и макрофаги. В механизме образования зубной бляшки большую роль играют углеводы, которые способствуют прилипанию налета к поверхности зуба.

Мягкий зубной налет ясно виден без окрашивания специальными растворами. Он накапливается в ночное время, в период покоя речевого и жевательного аппарата, у лиц, не осуществляющих регулярный уход за полостью рта. Мягкий зубной налет, в отличии от плотного, не имеет постоянной структуры. Он состоит из органических и неорганических веществ, осевших на поверхности эмали в результате распада скоплений отторгнувшихся клеток покровного эпителия, слизистой оболочки полости рта, лейкоцитов, микроорганизмов, остатков пищи, пыли. Мягкий зубной налет является причиной запаха изо рта, извращения вкусовых ощущений, а также основным центром минерализации и образования зубного камня.

Минерализованные зубные отложения (зубной камень) являются отвердевшей массой, которая образуется на поверхности естественных и искусственных зубов, а также зубных протезов. В зависимости от соотношения с десневым краем выделяют наддесневой и поддесневый зубной камень.

Наддесневой камень располагается над гребнем десневого края, его легко обнаружить на поверхности зубов. Он обычно белого или беловато-желтого цвета, твердой или глинообразной консистенции, легко отделяется от зубной поверхности путем соскабливания. Цвет его часто зависит от воздействия табака или пищевых пигментов. Чаще всего наддесневой зубной камень локализуется на щечных поверхностях верхних больших коренных зубов, на язычных поверхностях передних зубов нижней челюсти. Наддесневой зубной камень относится к слюнному типу (образуется из минеральных веществ слюны).

Поддесневой зубной камень располагается под маргинальной десной и обычно в десневых карманах. Поддесневой камень не виден при визуальном осмотре ротовой полости. Чтобы определить местонахождение и протяженность поддесневого зубного камня необходимо аккуратное зондирование. Он обычно плотный и твердый, темно-коричневого или зеленовато-черного цвета и плотно прикреплен к поверхности зуба. Часто у пациентов обнаруживается и наддесневой, и поддесневой зубные камни, не исключено образование наддесневого или поддесневого зубного камня в отдельности. Поддесневый зубной камень относится к сывороточному типу (так как доказано, что источником минералов для него является десневая жидкость, которая напоминает сыворотку).

Начало и скорость минерализации зубной бляшки неодинаковы у разных индивидуумов и на различных зубах и одного и того же субъекта. Это позволяет выделять людей с быстрым образованием камня, с умеренным, с незначительным и лиц у которых вообще не образуется камень.

Профессиональная гигиена полости рта

Профессиональная гигиена полости рта – система лечебно-профилактических мероприятий, выполняемых в условиях стоматологической клиники, направленная на профилактику возникновения и прогрессирования заболеваний полости рта.

Выделяют четыре основных этапа проведения профессиональной гигиены полости рта:

  • Контролируемая чистка зубов;
  • Удаления зубных отложений;
  • Шлифовка и полирование;
  • Флюоризация.

Контролируемая чистка

Тщательное обследование пациента с обязательным расчетом индексов интенсивности кариеса (КПУ, КПУ+КП, КП), гигиенического индекса (ИГР-У), оценкой состояния слизистой оболочки полости рта и тканей пародонта (индекс КПУ). Необходимо определить вид прикуса, наличие активнодействующих факторов риска стоматологических заболеваний.

Далее необходимо сформировать у пациента положительную мотивацию к выполнению им правил гигиены полости рта. Важно информировать пациента о том, что от качества ухода за полостью рта зависит успех лечения заболеваний пародонта, сохранность здоровых зубов, пломб и реставраций.

Желательно провести контролируемую чистку зубов. Пациент чистит зубы индивидуальной зубной щеткой, а затем проводится окрашивание оставшегося налета (используют жидкий индикатор зубного налета Plaviso (Voco), таблетки «Dent» (Япония), «Динал» (Россия) и др.).

Одновременно производится демонстрация последовательности движений средств индивидуального ухода и порядка проведения массажа десен (на модели), производится подбор средств индивидуальной гигиены, даются рекомендации по подбору зубной щетки, зубной пасты, средств для междузубных промежутков и ополаскивателей, даются рекомендации по правильному питанию и использованию жевательной резинки. На данном этапе возможно привлечение печатной и видеопродукции.

Удаление зубных отложений

В первую очередь необходимо обязательно провести ирригацию полости рта растворами антисептиков (хлоргексидин, фурацилин, метрагил, прополис и др.) или настоями лекарственных трав (зверобой, ромашка, шалфей, календула, эвкалипт).

При необходимости следует провести местное аппликационное или инъекционное обезболивание.

Затем проводится непосредственное удаление зубных отложений.

Различают четыре типа воздействия на зубную бляшку.

1. Низкочастотное воздействие (Sonic)

Кончик инструмента осуществляет круговые колебательные движения до 1 мм с частотой 1500-1700 Гц. Инструмент укрепляется к разъему взамен обычного наконечника.

Эффективность применения данного метода очень низкая: кавитация не достигается, и при этом травмируются ткани пародонта. Sonic используется только при удалении наддесневых зубных отложений. Противопоказано применение в области открытого цемента.

2. Ультразвуковое воздействие (ультразвуковые, магнитостринтивные скалеры)

Вибрация кончика – эллиптическая, с частотой 25000-30000 Гц, за счет колебания тонких металлических пластинок при подаче низковольтного электрического сигнала.

Кавитация – эффективная, особенно в сочетании с ирригацией растворами хлоргексидина, йода, фтора, соды. Генерирует тепло.

3. Пьезокерамическая (кристаллическая) системы передачи (пьезоэлектрические скалеры)

Кончик инструмента движется только в линейном (вперед-назад) направлении с частотой 45000 Гц. Более комфортабельны т.к. не генерируют тепло.

Следует помнить, что чем сильнее нажим инструмента, тем меньше эффективность.

4. Ультрадисперсное (порошково-струйное) воздействие (Air-Flow, EMS, Швейцария, Cavi-Jet, Dentsplay)

В отличие от кинетической энергии движущихся инструментов, - этот метод состоит в направленной подаче реактивной струи аэрозоля, содержащего воду и абразивное средство (профилактический порошок с бикарбонатом натрия и альфа-оксид алюминия). Благодаря возможности регулирования подачи воды в наконечник расширяются возможности применения данного метода: удаление зубных отложений, обработка фиссур перед запечатыванием, устранение глубоких пигментаций, препарирование небольших кариозных повреждений, подготовка адгезионных поверхностей для композитных реставраций и ортопедических конструкций.

Если при применении данных аппаратов не обеспечена достаточная подача воды, то температура рабочей части может достигнуть 200оС. Такие температуры приводят к травмам зубов и десен. Лучше всего себя зарекомендовала внутренняя подача воды к рабочей части инструмента. Вода не только охлаждает, но и за счет распыления ультразвуковыми волнами, смывает удаляемые отложения, очищая обрабатываемый участок. Этот водный туман во взвешенном состоянии выносит из ротовой полости массу микроорганизмов. Например, возбудители гепатита могут переносится воздушно-капельным путем в дыхательные пути и на восприимчивые участки глаз. Поэтому во время работы необходимо надевать маску и защитные очки.

Применяемые инструменты имеют различную форму рабочей части. Следует применять тонкий с закругленными краями инструмент. Однако при неправильном применении и такой инструмент тоже может повреждать зубы. Эффективная зона действия инструмента проходит вдоль его продольной оси. Никогда нельзя обрабатывать зуб непосредственно острием ультразвуковой насадки, т.к. это может привести к сколам эмали и даже, более того, дентина. Следует соблюдать осторожность при обработке краев пломб! Края пломб могут быть повреждены микроколебаниями инструмента и отсоединится от зуба, что увеличивает возможность возникновение вторичного кариеса. Неправильное использование инструментов может также способствовать расцементировке несъемных ортопедических конструкций. Следует помнить, что при частом использование рабочая часть инструмента изнашивается и, во избежании поломок, инструмент подлежит замене два раза в год. Рабочую часть инструмента нужно вести вдоль оси зуба без давления. Отделение зубного камня происходит благодаря ультразвуковым колебаниям, а из-за давления на инструмент. Если после обработки ультразвуковыми приборами и пневмоскалерами на поверхности зуба остаются островки зубного камня, то последующая обработка должна производится ручными пародонтальными инструментами. Они сконструированы таким образом, чтобы была возможность очищать любые поверхности зубов. Для этого они соответствующим образом изогнуты, закручены и имеют острые режущие грани на конце. Это дает возможность срезать застарелые отложения, оставляя при этом относительно гладкую поверхность.

3. Полировка

Чтобы предотвратить образование нового налета на очищенных поверхностях, применяется полировка резиновыми чашечками, щеточками и полировочными пастами.

Сначала производится шлифование и предварительное полирование шеек и доступных участков корней зубов гибкими абразивными инструментами (лавсановыми диски и полоски-штрипсы с абразивным покрытием, ленты, флоссы и щетки).

Затем приступают к окончательному полированию с использованием щеток, резиновых колпачков и полирующих абразивных паст: Unit Dose, Prophy Paste (Oral-B), Detartrine (Septodont), Nupro (Dentsply), Klint (Voco), Remot (Lege Artis), Cleanpolish (Hawe Nenos).

Начинается полировка грубой полировочной пастой резиновой чашечкой неабразивного свойства. Затем производится обработка среднезернистой пастой, благодаря которой сглаживаются неровности, образованные предыдущей пастой. Следует отметить, что нужно четко соблюдать порядок чередования полировочных паст. Только в этом случае можно получить чисто отполированную поверхность. Ни в коем случае нельзя перепрыгивать через ступени полировки. И в заключении производится окончательная полировка мелкозернистой, флюоридсодержащей пастой. Предпочтительнее полировать плоские поверхности резиновыми чашечками, а для полировки бугров использовать щеточки.

В заключении профессиональной очистки зубов производится очистка межзубных пространств с помощью специальных средств. Очистка апроксимальных областей осуществляется с помощью ниточки и мелкозернистой пасты. Для полировки значительно широких межзубных участков имеет смысл применение специальных межзубных щеточек.

Затем производится заключительная ирригация полости рта для удаления абразивной пасты (для этой цели используются слабые растворы антисептиков). Также на данном этапе желательно провести контрольное определение гигиенических индексов.

4. Флюоризация

Для улучшения процессов реминерализации эмали и дентина обязательным этапом профессиональной гигиены полости рта является флюоризация зубов с использованием фторосодержащих гелей, лаков и ополаскивателей: Fluoridin Gel № 5 (Voco), Pro Fluorid gelee (Voco), Bifluorid 12 (Voco), Fluocal (Septodont), Vernident (Voco), Fluramon (Voco), Pro Fluorid M (Voco). Возможно проведение глубокого фторирования по Кнапповосту (ф. Mumanchemie, Германия).

Таким образом профессиональная очистка зубов длится около 40 минут, вместе с консультацией врача это займет около 1 часа.

Но чтобы закрепить успех, недостаточно одного такого посещения врача. Только на протяжении всей жизни регулярно проводимая профессиональная гигиена полости рта поможет избежать заболеваний. Целесообразно проводить в кабинете гигиены регулярные осмотры (не менее двух раз в год).

Особенности применения средств индивидуальной гигиены полости рта: вопросы и ответы

Какова роль фтора в процессе реминерализации?

Литература

  1. Е.В.Боровский, Э.М.Кузьмина, Т.И.Лемецкая «Первичная профилактика основных стоматологических заболеваний» / учебно-методическое пособие, Москва, 1986 г.
  2. Г.Н.Пахомов «Первичная профилактика в стоматологии» / Медицина, Москва, 1982 г.
  3. В.В.Горюнов, И.А.Шляхтова, Т.В.Горбунова «Алгоритм работы кабинета гигиены полости рта» / Уральское стоматологическое обозрение. 2000, №2(11).
  4. Е.А.Парпалей, Л.Б.Лепорская, Н.О.Савичук «Профессиональная и персональная гигиена ротовой полости как метод профилактики стоматологических заболеваний» / Современная стоматология. 1999, №4.
  5. Г.Х.Бестинг, Р.Хильгер, С.Фас, П.Берманн «Профессиональная гигиена»/ Российский стоматологический клуб.

Ведущим компонентом еще профилактики стоматологических еще заболеваний является он гигиена полости еще рта. Систематическая чистка еще зубов, удаление еще мягких зубных еще отложений способствуют он физиологическому процессу еще созревания эмали еще зубов. Биологически активные он компоненты средств еще гигиены (зубных еще паст, эликсиров) он обогащают ткани еще зуба и пародонта он солями фосфатов, он кальция, микроэлементами, еще витаминами, повышая еще их устойчивость к он вредным воздействиям. Регулярный массаж еще десен при еще чистке зубов еще щеткой способствует еще активации обменных он процессов, улучшению еще кровообращения в тканях он пародонта.

Гигиене полости рта принадлежит большая роль в профилактике оболочки рта. По данным литературы, регулярная контролируемая двухразовая ежедневная чистка зубов в течение двух лет снижает поражаемость зубов кариесом в 2 раза.

Именно в детском возрасте вероятность возникновения кариеса близка к 100%. Это связано с неспособностью детского организма противостоять бактериям, со строением и уязвимой структурой самого зуба и с другими факторами.

Наиболее оптимальный вариант для родителей – проконсультироваться с гигиенистом, который покажет вашему малышу, как правильно чистить зубы, и расскажет, с какой регулярностью нужно это делать.

Профилактическая гигиена еще полости рта – еще это комплексное еще мероприятие, включающее в он себя и ежедневную он чистку зубов, и еще посещение гигиениста стоматологического один раз в полгода. Средства гигиены он полости рта еще являются своего еще рода многокомпонентной еще системой, в состав еще которой входят он разнообразные натуральные и еще синтетические вещества, еще предназначенные как еще для профилактического, он так и для еще терапевтического воздействия он на полость еще рта в целом. Для того еще чтобы иметь еще здоровую и красивую он улыбку, важно он правильно подбирать еще средства для еще гигиены полости он рта. Качественный уход он является залогом еще крепких зубов и он десен. Предметы гигиены он полости рта еще делятся на еще основные и вспомогательные:

Основные: зубные щетки, зубные нити (флоссы).

Вспомогательные: зубочистки, ершики, ирригаторы, скребок для языка .

Рассмотрим основной предмет ухода за полостью рта. Классификация зубных щеток

1. По виду зубные щетки бывают: детские, подростковые, взрослые.

2. По группе зубной щетки: гигиенические, профилактические (пародонтологические), дополнительные (специального назначения). Щетки специального назначения в равной степени могут быть использованы как взрослыми пациентами, так и детьми и подростками.


3. По классу зубной щетки: мануальные (ручные), механические (мануальные), электрические.

4. По подклассу: прямые, угловые (ангулярные).

5. По подподклассу: без индикации и индикаторные.

6. По виду щетины: натуральная, искусственная.

7. По классу щетины (по материалу щетины): нейлон, сетрон, перлон, деролон, смешанная, комбинированная, микротекстурная.

8. По подклассу щетины (по степени жесткости): искусственная щетина - очень мягкая типа «Сенситив», мягкая типа «Софт», средняя степень жесткости типа «Медиум», жесткая тип «Хард», очень жесткая тип «Экстра Хард», «ХН»; смешанная (сочетание щетины разных степеней жесткости), комбинированная (комбинация нескольких видов материалов, меняющих жесткость щетины).

9. По группе щетины (по характеру размещения пучков и степени обработки щетины):

а) искусственная щетина зубной щетки: одноуровневая, двухуровневая, трехуровневая, многоуровневая;

б) искусственная щетина: нарезная, полированная, закругленная, шлифованная, комбинированная.

Во всём мире большинство взрослых неправильно чистят зубы, соответственно они неправильно учат чистить зубы и своих детей.

Опыт показывает, что необходимый уровень гигиенических навыков и систематический уход за полостью рта у детей может быть обеспечен только при содружестве стоматологов, воспитателей яслей и детских садов, учителей и родителей. Особого внимания требуют дети с зубочелюстными аномалиями, так как неправильное положение зубов и их скученность предрасполагают к возникновению кариеса зубов и болезней пародонта.

Гигиена полости рта складывается из обучения, выполнения гигиенических мероприятий, контроля за правильностью их осуществления и включает в себя чистку зубов и полоскание полости рта. Для этого используют специальные средства и предметы гигиены, позволяющие эффективно очищать полость рта от зубных отложений и остатков пищи.

К средствам и предметам гигиены полости рта предъявляют определенные требования:

Абсолютная безвредность для тканей зубов и слизистой полости рта;

Хорошие очищающие свойства;

Противовоспалительное действие на десны и слизистую полости рта;

Противокариозное действие;

Не нарушать физиологического равновесия микрофлоры полости рта;

Не влиять на активность слюнных ферментов;

Не изменять кислотно-щелочной баланс во рту и др .

еще Рассмотрим стандартный он метод чистки еще зубов Пахомова Г.Н. Зубной ряд он условно делят он на несколько он сегментов. Чистка зубов еще начинают с участка в еще области верхних он правых жевательных еще зубов, последовательно еще переходя от он сегмента к сегменту. В таком же он порядке проводят еще чистку зубов он на нижней еще челюсти. При очистке еще вестибулярных и оральных еще поверхностей моляров и еще премоляров рабочую еще часть зубной он щетки располагают он под углом 45 ° к еще зубу и производят он очищающие движения он от десны к он зубу, одновременно еще удаляя налет с еще зубов и десен. Жевательные поверхности он зубов очищают он горизонтальными (возвратно - он поступательными) движениями он так, что еще волокна щетки еще проникают глубоко в он фиссуры и межзубные он промежутки.

Вестибулярную поверхность еще фронтальной группы он зубов верхней и еще нижней челюстей он очищают такими еще же движениями, он как моляры и он премоляры. При чистке он оральной поверхности он ручку щетки еще располагают перпендикулярно к еще окклюзионной плоскости еще зубов, при он этом волокна еще находятся под он острым углом к еще ним и захватывают еще не только он зубы, но и еще десны. Заканчивают чистку еще всех сегментов еще круговыми движениями. Наиболее широко еще используется у лиц он без патологии еще пародонта.