Кто защитит инвалидов. Социальные права детей-инвалидов в рамках законодательной базы российской федерации

Инвалидность 1 группы: права инвалидов

Согласно закону «О социальной защите инвалидов в РФ» от 24.11.1995 № 181-ФЗ инвалидом признается лицо, имеющее определенные нарушения здоровья. Для таких граждан характерно наличие стойких расстройств функций организма, которые, как правило, вызваны заболеваниями или травмами, повлекшими ограничение жизнедеятельности и необходимость социальной защиты.

Право на социальную защиту

Инвалидность 1-й группы присваивается гражданам с самыми тяжелыми расстройствами здоровья. Основной целью признания лица инвалидом является обеспечение гражданина необходимой социальной помощью. Право на социальную защиту — это основное и неотъемлемое право каждого гражданина, получившего статус инвалида.

Социальная защита включает в себя некоторые государственные гарантии. Органы обязуются осуществлять поддержку ограниченного в жизнедеятельности лица путем обеспечения правовых, экономических и социальных мер.

Гражданам, получившим статус инвалида в установленном законом порядке, будут созданы условия для преодоления и компенсации ограничений.

Государственные органы осуществляют социальную поддержку инвалидов для того, чтобы приблизить их жизненные возможности к возможностям других граждан российского общества.

Иные неотъемлемые права

Кроме этого, каждый гражданин, признанный в законном порядке инвалидом, имеет право:

  1. На медицинскую помощь.
  2. Доступ к информации. Это право обеспечивается посредством создания аудио-литературы для инвалидов по зрению, издания книг, написанных специальными шрифтами для слабовидящих. Производится обеспечение городских библиотек учебно-методической и информационно-справочной литературой для инвалидов. Уполномоченные органы оказывают лицам с ограниченными возможностями помощь в получении услуг по сурдопереводу и тифлосурдопереводу. Граждан обеспечивают специализированной техникой и средствами для восприятия языка жестов при расстройствах слуха.
  3. Доступ к объектам социальной инфраструктуры. Государственные органы предпринимают меры по обеспечению инвалидов креслами-колясками и собаками-проводниками. Это дает гражданам возможность беспрепятственно получить доступ к жилым и общественным зданиям, местам отдыха, транспортным коммуникациям. Строительство и планировка сооружений осуществляются с учетом установки объектов, обеспечивающих доступ инвалидов к этим зданиям. На парковочных стоянках различных организаций предусматриваются места для инвалидов.
  4. Право на обеспечение жилой площадью. Государственные органы осуществляют работу по улучшению жилищных условий граждан, признанных инвалидами. Нуждающиеся граждане обеспечиваются жилыми помещениями. Они могут рассчитывать на снижение оплаты за жилье в соответствии с предоставляемыми льготами.
  5. Образование. Предусмотрен перечень заболеваний, которые позволяют гражданам проходить обучение на дому, а также созданы учреждения, в которых преподаются адаптированные программы общего образования.
  6. Трудовую занятость. При этом закон устанавливает для инвалидов 1-й группы сокращенную продолжительность рабочего времени. Период трудовой деятельности в неделю не должен составлять более 35 часов.
  7. Материальные пособия в виде всевозможных пенсий, пособий, страховых выплат, выплат в связи с возмещением вреда и иных компенсаций.
  8. Социально-бытовое обслуживание, которое предполагает предоставление медицинских и бытовых услуг. Они могут оказываться инвалиду по месту жительства или лечения. К видам такого обслуживания в соответствии с гл. 6 ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в РФ» от 28.12.2013 № 442-ФЗ можно отнести:
  • Обслуживание на дому, которое включает в себя:
    • Организацию питания, приобретение продуктов.
    • Помощь в покупке лекарств, медицинских изделий.
    • Помощь в покупке изделий первой необходимости.
    • Содействие при получении медицинской, юридической помощи.
    • Содействие в организации ритуальных услуг.
  • Полустационарные услуги при нахождении лица в отделении учреждения социального обслуживания.
  • Стационарные услуги, которые необходимы при нахождении гражданина в пансионате, доме-интернате.

Срочное социальное обслуживание, которое предполагает оказание содействия:

  • в разовом приобретении питания;
  • обеспечении предметами одежды;
  • обеспечении предметами первой необходимости;
  • единовременном оказании медицинской помощи;
  • получении временного жилья;
  • организации юридической помощи;
  • организации экстренной медико-психологической поддержки, а также
  • социально-консультативную помощь.
  • Создание общественных объединений, организуемых с целью защиты прав и интересов инвалидов.
  • Размер пенсии инвалидов

    В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 28.1 закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ инвалиды 1-й группы получают ежемесячные выплаты в размере 2 162 руб. Эта сумма подлежит индексации, следствием чего является ее ежегодное увеличение. В 2019 году ежемесячное пособие составляет 3782,94 руб.

    Кроме того, инвалид вправе получать страховую пенсию по инвалидности. Формула для ее расчета:

    СП = ПК x С + ФВ,

    где СП - страховая пенсия по инвалидности;
    ПК - сумма всех годовых пенсионных коэффициентов (баллов) гражданина;
    С - стоимость одного пенсионного балла по состоянию на день, с которого назначается пенсия;
    ФВ - фиксированная выплата.

    К ней добавляется фиксированная выплата. В 2019 году это 10 668 рублей 38 копеек для инвалидов 1-й группы, 5334 рубля 19 копеек для инвалидов 2-й группы, и 2667 рублей 09 копеек, для инвалидов 3-й группы.

    Льготы для инвалидов

    Социальные льготы

    Закон «О государственной социальной помощи» от 17.07.1999 № 178-ФЗ предусматривает перечень льгот для граждан, прошедших через процедуру признания инвалидом 1-й группы. Эти лица могут рассчитывать на такие социальные льготы, как:

    • Получение лекарственных препаратов и иных медицинских средств и изделий.
    • Получение при наличии медицинских показателей путевок на санаторно-курортное лечение для профилактики заболеваний, а также путевок в санаторно-курортные организации. Максимально возможное время пребывания инвалида на лечении зависит от вида его болезни или травмы. По общему правилу лечение длится до 18 дней. Если инвалид посещает учреждение в связи с заболеваниями или последствиями травм спинного и головного мозга, то срок лечения продлевается максимум до 42 дней.
    • Бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте.
    • Бесплатный проезд на междугородном транспорте, если инвалид следует к месту лечения или обратно.
    • Бесплатный проезд на пригородном и междугородном транспорте, а также путевка в санаторно-курортные организации безвозмездно предоставляется лицам, сопровождающим инвалидов 1-й группы.

    Налоговые льготы

    Инвалидам 1-й группы предоставляется ряд льгот по налогообложению. Чтобы подробно познакомиться со своими правами, гражданину потребуется изучить нормы налогового законодательства.

    Имущественный налог

    Объектами налогообложения в соответствии со ст. 407 НК РФ признаются объекты недвижимого имущества. Граждане, являющиеся собственниками такого имущества, вносят регулярные налоговые платежи. Законодатель освобождает инвалидов 1-й группы от обязанности по уплате имущественного налога в отношении отдельных видов имущества.

    Земельный налог

    Земельный налог в отношении инвалидов не отменяется, однако ч. 5 ст. 391 НК РФ позволяет им рассчитывать на уменьшение его стоимости. Так, согласно НК РФ граждане, признанные инвалидами 1-й и 2-й группы, имеют право на снижение налоговой базы по земельному налогу на размер, эквивалентный величине кадастровой стоимости 600 квадратных метров площади земельного участка.

    Социальная карта москвича

    Инвалиды 1-й группы, проживающие в столице, могут стать получателями социальной карточки москвича (). Такие пластиковые карты, на которые при желании можно переводить денежные средства, помогают инвалидам получать социальную помощь.

    Граждане, получившие статус инвалида 1-й группы и социальную карту москвича, имеют право на бесплатный проезд в общественном и железнодорожном транспорте, скидки при обслуживании в больницах, аптеках и магазинах.

    Критерии инвалидности

    В приказе Министерства труда и социальной защиты РФ от 17.12.2015 года № 1024н содержится исчерпывающий перечень критериев, позволяющих относить граждан к определенной группе инвалидности.

    Так, лица могут быть признаны инвалидами 1-й группы, если имеют нарушение здоровья, сопровождающееся значительно выраженным расстройством функций организма, что приводит к ограничению жизнедеятельности и вызывает необходимость его социальной защиты.

    Виды ограничений жизнедеятельности

    Среди основных ограничений, которые испытывают инвалиды 1-й группы, можно выделить:

    • Выраженное нарушение способности к самообслуживанию, то есть возможности осуществлять физиологические потребности, вести бытовую деятельность. При наличии таких расстройств человек не может себя обслуживать. Он полностью зависит от посторонней помощи.
    • Выраженное нарушение способности к передвижению, то есть возможности перемещаться, сохраняя равновесие. При таком расстройстве у инвалида 1-й группы отмечается полная неспособность к передвижению, он нуждается в регулярной помощи.
    • Выраженное нарушение способности к ориентации. Лицо страдает от дезориентации и нуждается в сторонней поддержке.
    • Выраженное нарушение способности к общению, которое предполагает полное отсутствие возможности общения.
    • Выраженное нарушение способности к контролю своего поведения, то есть неспособность инвалида контролировать себя. Такое состояние не поддается коррекции, что создает постоянную необходимость осуществлять надзор за больным.
    • Выраженное нарушение способности к обучению предполагает неспособность к любому виду и способу обучения.
    • Выраженное нарушение способности к трудовой деятельности означает, что человеку противопоказана трудовая деятельность или он не может ее осуществлять.

    Как получить статус инвалида

    В постановлении Правительства РФ от 20.02.2006 № 95 содержатся нормы, описывающие порядок получения гражданином статуса инвалида 1-й группы.

    Подготовка правоустанавливающей документации

    Подготовительные действия при оформлении инвалидности предполагают совершение визита к лечащему врачу гражданина. Специалист познакомит больного с условиями и процедурой получения статуса инвалида, расскажет, какие документы ему необходимо подготовить.

    Пакет документов, необходимых для признания инвалидности

    Среди основных документов, которые гражданину необходимо собрать, следует отметить:

    • Направление на экспертизу, которое составляется непосредственно лечащим врачом больного. В направлении доктор отражает сведения о состоянии здоровья, степени нарушения функций организма, компенсаторных возможностях и реабилитационных мерах, проведенных в отношении лица.
    • Заявление на прохождение медико-социальной экспертизы. Оно может быть заполнено самим гражданином, имеющим право на получение инвалидности, или его представителем.
    • Паспорт гражданина.
    • Справка о доходах.
    • Акт о производственной травме или профессиональном заболевании.
    • Амбулаторная карта, полученная в том лечебном учреждении, где наблюдается больной.
    • Характеристики с места работы или учебы.

    Условия признания инвалидности

    Законодательство содержит перечень условий, без соблюдения которых граждане не могут быть признаны инвалидами.

    Такие условия выдвигают определенные требования к состоянию гражданина, желающего оформить инвалидность, а именно:

    • Гражданин должен иметь нарушение здоровья и стойкое расстройство функций организма.
    • Лицо должно быть ограничено в жизнедеятельности в соответствии с перечнем критериев инвалидности.
    • Кандидат на получение инвалидности должен нуждаться в социальной помощи.

    Если соблюдено только одно из перечисленных условий, то гражданина нельзя признать инвалидом. Этот статус признается только за лицом, состояние которого подразумевает соблюдение всех указанных условий.

    Работа медицинской комиссии по проведению экспертизы

    Где проводится экспертиза

    Признание инвалидности происходит на основании результатов медико-социальной экспертизы.

    Собрав нужную документацию, гражданин отправляется в бюро, проводящее экспертизу по месту своего жительства.

    При невозможности гражданина к передвижению, как это происходит у инвалидов 1-й группы, экспертиза будет проводиться на дому у заявителя. Если гражданин находится на стационарном лечении, экспертиза будет проведена в этой медицинской организации.

    Кто участвует в освидетельствовании

    Проводить экспертизу должны врачи-специалисты, а также сотрудники бюро, которые специализируются на реабилитации граждан и социальной работе. Кроме этого, в число участников экспертной комиссии входит психолог.

    Цель проведения освидетельствования — это установление структуры и степени ограничения жизнедеятельности гражданина, а также уровня его реабилитационного потенциала.

    Сущность освидетельствования состоит:

    • в обследовании заявителя;
    • анализе предоставленной им правоустанавливающей документации;
    • изучении социально-бытовых условий жизни гражданина;
    • анализе психологического состояния лица;
    • изучении семейного положения и трудовых возможностей гражданина.

    Протокол медицинских специалистов

    В нормах приказа Минтруда России от 29.12.2015 № 1171н указано, что, проводя экспертизу, специалисты из бюро составляют протокол. Указанный приказ содержит в себе стандартную форму, по которой оформляется документ.

    Как правило, он содержит сведения, установленные в результате проведения освидетельствования заявителя и касающиеся:

    • даты получения заявления на участие в МСЭ;
    • даты и времени проведения осмотра;
    • сведений о кандидате на получение статуса инвалида 1-й группы;
    • семейного положения гражданина;
    • информации об образовании и трудовой деятельности лица;
    • данных о порядке проведения осмотра;
    • клинико-функциональных данных, полученных в ходе освидетельствования;
    • причин инвалидности;
    • заключения специалистов бюро;
    • сведения о проводимых мероприятиях по абилитации и реабилитации.

    Готовый протокол подписывается каждым из медицинских специалистов, проводивших экспертизу, а также руководителем экспертной организации.

    В документе должен фигурировать оттиск печати бюро, сотрудники которого проводили медико-социальную экспертизу.

    Акт медико-социальной экспертизы

    В акте медико-социальной экспертизы специалисты, проводившие освидетельствование, указывают принятое ими решение о признании гражданина инвалидом.

    Приказом Минтруда России от 13.04.2015 № 228н регламентируется форма акта, составленного в результате проведения медико-социальной экспертизы.

    В этом акте можно обнаружить такие важные сведения, как:

    • Данные о гражданине, имеющем право на получение инвалидности.
    • Решение, вынесенное по итогам экспертизы гражданина, которое включает:
      • характеристику вида и степени расстройств здоровья лица и ограничений его жизнедеятельности;
      • присужденную группу инвалидности или запись об отказе в ее присуждении.
    • Причины приобретения инвалидности гражданином.
    • Степень утраты гражданином трудоспособности.
    • Дату, на которую назначено переосвидетельствование.

    Составленный акт заверяется подписями специалистов и руководителя бюро. Акт проведения МСЭ хранится в бюро не менее 10 лет.

    Признание инвалидности

    Как принимается решение о признании инвалидности

    Результаты освидетельствования обсуждаются специалистами. Решение комиссии, проводившей медико-социальную экспертизу гражданина для установления инвалидности, принимается большинством голосов. В голосовании участвуют все специалисты, участвовавшие в освидетельствовании гражданина.

    Решение комиссии, проводившей экспертизу, объявляется гражданину или его представителю в присутствии специалистов, осуществлявших осмотр. При необходимости специалисты дают пояснения, касающиеся содержания принятого ими решения.

    Результаты присуждения инвалидности

    Если гражданину присвоили статус инвалида 1-й группы, то он должен помнить, что такой статус устанавливается на 2 года — до следующего переосвидетельствования.

    Гражданин, который был признан инвалидом, получит документ об инвалидности и индивидуальную программу по реабилитации.

    Сотрудники бюро, проводившего освидетельствование, отправят выписку о решении комиссии в пенсионные органы, начисляющие инвалиду выплаты.

    Данная выписка направляется в электронном виде или на бумажном носителе в течение 3-х дней с момента принятия решения о признании лица инвалидом.

    Отказ в признании инвалидности у освидетельствованного гражданина

    Граждане, которым отказали в признании инвалидности, могут обжаловать решение комиссии. Подача жалоб осуществляется в главное бюро в месячный срок.

    После получения жалобы главное бюро назначит новую экспертизу, по итогам которой будет вынесено окончательное решение по жалобе недовольного гражданина. Новая экспертиза будет проведена в срок не позднее 1-го месяца с момента поступления заявления гражданина.

    Решение главного бюро можно в течение 1-го месяца обжаловать в Федеральном бюро. Данный орган также установит дату нового освидетельствования лица в срок не позднее 1-го месяца с момента поступления заявления.

    Решения каждого из указанных бюро могут быть обжалованы гражданами или их законными представителями в судебном порядке.

    Так, граждане, состояние здоровья которых соответствует критериям, описанным в нормативных актах, могут подать заявление на проведение экспертизы для установления инвалидности. По результатам экспертизы медицинские специалисты вынесут решение о признании лица инвалидом 1-й группы.

    В редакцию приходит много писем с вопросами о правах инвалидов. "Сколько можно издеваться над инвалидами непенсионного возраста, у которых нет ноги? Каждый год мы должны приезжать и проходить комиссию в поликлинике и ВТЭКе", - спрашивает группа молодых инвалидов из Москвы. Николая Константиновича Жарова из Орехово-Зуева интересует, является ли он инвалидом по зрению из-за потери глаза после безуспешного лечения. Что делать, если отказывают в группе инвалидности? - звучит почти в каждом письме. Непосвященному человеку, особенно больному, трудно разбираться в хитросплетениях законов, тем более что постоянно появляются новые нормативные акты, которые отменяют или дополняют прежние. Поэтому мы попросили адвоката Любовь Васильевну САМОЙЛОВУ прокомментировать законодательство РФ о защите инвалидов.

    ИНВАЛИД - это лицо, имеющее определенные нарушения функций организма и ограничения жизнедеятельности, у которого есть право на социальную помощь по Конституции РФ и законодательству РФ о правах инвалидов I, II, III групп инвалидности, детей категории "ребенок-инвалид", не достигших 18 лет. Законодательство о классификации и критериях установления группы инвалидности медико-социальными органами в России постоянно меняется при изменении названий госорганов, занимающихся этим вопросом. По старым законам утрата одного или половины органа, руки, глаза, неспособность организма выполнять в полном объеме положенные по законам природы функции рассматривалась органами ВТЭК (затем переименованными в МСЭ) как утрата жизненно важных функций человека, влекущая потерю трудоспособности. Восполнение оторванной ноги, удаленного при операции глаза или отрезанного желчного пузыря невозможно, за исключением удивительных единичных случаев, описанных в достижениях медицины. В эпоху недалекого прошлого ни у кого не вызывало сомнений, что не имеющий одной руки человек является инвалидом. Вопрос был только в том, какую категорию инвалидности присвоить: третью - рабочую или первую, вторую - нерабочие, от которых зависели суммы пенсий и льгот.

    Реформа для реформаторов

    РАНЬШЕ государство ограничивало возможность работать инвалидам I и II групп, а работающих инвалидов III группы лишало пенсии по инвалидности и инвалидных льгот. В последние годы инвалидное законодательство выровняло права инвалидов всех категорий. Теперь все они имеют право трудиться с сохранением пенсий по инвалидности, льготы при проезде в транспорте, оплате коммунальных услуг, покупке лекарств, субсидии на санаторно-курортное лечение.

    Только наши инвалиды оживились, как на них обрушилась реформа 2004 г., предполагающая с 1 января 2005 г. замену льгот на приобретение лекарств, получение лечения, соответствующего по объему и качеству мировым стандартам, на российские рубли. Каждый регион, город, район как бог на душу положит учитывает своих инвалидов, неимущих и нуждающихся в льготах и дотациях граждан. И пока те в панике обсуждают: взять деньги, несопоставимые со стоимостью положенных льгот, либо дождаться льготной путевки, Правительство РФ весной - летом 2004 г. все старые госорганы здравоохранения и соцобеспечения ликвидировало, аппараты МЗ и Пенсионного фонда объединило в новое Министерство здравоохранения и социального развития. И теперь старые чиновники, получая немалые оклады, по-новому отфутболивают граждан, объясняя, что за долги прежнего Минздрава и Пенсионного фонда они не отвечают. Дабы не лукавили господа аппаратовцы Минздравсоцразвития, обращаю внимание налогоплательщиков, что на министра М. Ю. Зурабова регламентом работы Правительства РФ М. Е. Фрадкова возложен ВЕСЬ высший правительственный контроль и надзор за распределением лекарств между больными, квот на высокотехнологичное лечение, назначением и выплатой пенсий и пособий инвалидам. Проверка жалоб на неустановление либо непродление групп инвалидности - тоже обязанность ведомства М. Ю. Зурабова. Поскольку в Правительстве РФ министр М. Ю. Зурабов отвечает еще и за туризм и спорт, понятно, что ему заниматься только проблемами заболевших людей и инвалидов особо некогда. Надо чаще к нему обращаться со своими вопросами.

    Чиновники, призванные отстаивать интересы налогоплательщиков, на деле защищают клановость и закрытость системы льгот, выдаваемых дозированно и избранным. Обжалование вышестоящим медико-социальным экспертам отказов нижестоящих медико-социальных экспертиз в установлении и продлении группы инвалидности чревато получением дополнительных заболеваний, инфарктов, инсультов, неврозов. Ответы-отписки чиновников, как правило, однотипны. Больной и инвалид у них сам во всем виноват - и в своей болезни, и в том, что зря отнимает время у работников органов здравоохранения и социальных служб. Подозрения в симуляции своих недостатков крайне оскорбительны и тягостны для человека-инвалида, просящего не подачку, а то, что положено по законам РФ. Не зря распространено мздоимство. Чтобы не подвергаться унижениям, а быстро и без оскорблений получить и группу, и пенсию, и льготы, люди дают взятки. Нет сил судиться за волокиту, радуются наши инвалиды, что им дали группу, и прощают чиновникам МСЭ все обиды. А зря потворствуют граждане экспертам МСЭ, не наказывают их рублем за их проделки - волокиту и профанацию. Это ведет к тому, что каждый новый инвалид проходит те же круги ада, что и предыдущий. Гораздо дешевле нанять одного адвоката на 10 человек и подать 10 исков, вместо того чтобы судиться в одиночку. При изобличении членов МСЭ с помощью независимых консультантов либо независимой медико-социальной экспертизы в суде те быстренько утихомириваются и выдают удостоверения инвалидов.

    Есть и независимые

    СОВЕТУЮ инвалидам, обиженным в региональных МСЭ, обращаться к независимым экспертам, имеющим лицензии на выдачу экспертных заключений по определению оснований для установления группы инвалидности. Таких экспертов немало. Их можно найти по реестрам выдачи лицензий на указанную экспертную деятельность, имеющихся в лицензионных органах, деятельность которых для гражданина не может быть засекречена. Сведения о наличии в нашей стране экспертов, лицензированных на производство проверок жалоб инвалидов о незаконном отказе в установлении группы инвалидности, не составляют государственную и военную тайну и должны выдаваться беспрепятственно органами, выдающими такие лицензии. Поиск экспертов возможен всеми законными способами - в экспертных учреждениях Минздравсоцразвития и Минобороны, проводящих независимые от органов здравоохранения экспертизы. Их специалисты выдадут экспертное заключение, проверят доводы инвалида о наличии оснований к установлению группы инвалидности.

    Территориальная страховая медицина также обязана проводить проверку по жалобе застрахованного в данном регионе инвалида, поскольку неприсвоение группы инвалидности прямо ущемляет его права на льготное обеспечение лекарствами и способами лечения, путевками. В октябре 2004 г. распоряжением Правительства РФ образовано новое правление Федерального фонда обязательного медицинского страхования (ФФОМС) в лице опять же министра здравоохранения и соцразвития М. Ю. Зурабова, его заместителя В. И. Стародубова и присоединившихся к ним депутатов Госдумы и представителей иных структур. Так что обращаться по вопросу помощи и оплаты консультаций экспертов в случае незаконного отказа выдачи группы инвалидности можно теперь напрямую в новое правление ФФОМС. (Адрес: Москва, Рахмановский пер., 3, или: ул. Новослободская, 37, - к директору ФФОМС А. Таранову.)

    Очень жаль, что такие известные юристы, как Генрих Падва, Генри Резник, Анатолий Кучерена, другие адвокаты, занятые на процессах известных олигархов, авторитетов и общественных деятелей, не занимаются защитой прав инвалидов. Ведь большие деньги можно получить и при правильно налаженной исковой работе в их защиту. Иски в суд госпошлиной не облагаются, зато выигрыш ущерба с юридических лиц можно поделить пополам с клиентом-инвалидом. Без опытного адвоката сложно судиться с государственными структурами. Дела данной категории отличаются волокитой в судах. Юристы противоположной стороны пользуются преимуществами госорганов перед жалобщиком, не сведущим в хитросплетениях наших социальных законов, меняющихся так часто, что в суде приходится изобличать самих чиновников в незнании нового законодательства и собственных приказов и инструкций. Но иногда помогает даже простая жалоба инвалида в письменной форме начальству местного органа медико-социальной экспертизы.

    Мало написать - надо исполнить

    В ЗАКЛЮЧЕНИЕ могу отметить как юрист, что, на мой взгляд, постановление Правительства РФ от 13 августа 1996 г. N 965 "О порядке признания граждан инвалидами" и утвержденные этим постановлением нормативные документы просто ненадлежащим образом исполняются и интерпретируются медико-социальными экспертизами. Например, не применяется перечень заболеваний, при которых группа инвалидности устанавливается без указания срока переосвидетельствования, утвержденный Минздравом СССР и ВЦСПС 1, 2 августа 1956 г. Согласно п. 28 Положения о признании лица инвалидом, "переосвидетельствование инвалидов I группы проводится один раз в 2 года, инвалидов II и III групп - один раз в год, а детей-инвалидов - один раз в срок, на который ребенку установлена категория "ребенок-инвалид". Инвалидность устанавливается до первого числа месяца, следующего за тем месяцем, на который назначено переосвидетельствование". В соответствии с п. 29 этого Положения "без указания срока переосвидетельствования инвалидность устанавливается мужчинам старше 60 лет и женщинам старше 55 лет, инвалидам с необратимыми анатомическими дефектами, другим инвалидам" - в соответствии с утверждаемыми критериями. Если независимые эксперты посчитают отсутствие органа и наличие фантомных болей или иных последствий необратимыми анатомическими дефектами, инвалиду надо требовать в судебном порядке по иску к МСЭ признания права на получение бессрочной группы инвалидности.

    Лично мне в 15 лет в 1969 г. ВТЭК г. Домодедово установил бессрочную инвалидность III группы при потере одного пальца и травмы руки на заводе. Почти всю жизнь льготами по данной группе инвалидности я не пользовалась, начала пользоваться с 1998 г., когда III группу приравняли ко второй. Но при этом я не ходила на перекомиссии, сама себя избавила от морального унижения доказывать, что новый палец на руке не вырос и фантомные боли в отрезанном машиной пальце я чувствую до сих пор. Очень были удивлены работники пенсионного отдела администрации Советского района г. Орла, когда я встала у них на учет как бессрочный инвалид III группы, и мне поставили штамп в инвалидном удостоверении 1969 г. о том, что я могу ездить на поезде за полцены. Чем я и пользуюсь, пока не отобрали у меня эту льготу. Если бы я не работала и жила только на пенсию по инвалидности III группы, не исключаю, прошла бы издевательства переосвидетельствования по новейшим антисоциальным критериям, применяемым в ущемление ранее установленных Конституцией СССР и законов СССР прав инвалидов и льгот.

    Самым значимым международным документом в области защиты прав лиц с ограниченными возможностями является Конвенция о правах инвалидов, принятая резолюцией 61/106 Генеральной Ассамблеи ООН от 13 декабря 2006 года. Конвенция - первый документ о правах человека в новом тысячелетии - должна принести концептуальные изменения в отношении к инвалидам, ибо она основывается на принципе замены соцобеспечения и благотворительности системой прав и свобод . Документ закрепляет социальный подход к инвалидности, каждая его статья направлена на защиту от дискриминации и на включение инвалидов в общество.

    Первоначально с идеей принятия Конвенции соглашались немногие, так как считалось, что существующих механизмов защиты прав человека для инвалидов вполне достаточно. Однако поддержка общественных организаций и мониторинг соблюдения прав человека в отношении инвалидов способствовал признанию необходимости разработки отдельного документа о правах инвалидов. Конвенция вступила в силу 3 мая 2008 г., после ратификации 20-й страной. 5 августа 2008 г. Президент Дмитрий Медведев подписал Распоряжение «О подписании Конвенции о правах инвалидов» .

    Конституция РФ (п. 4 ст. 15) декларирует примат международного права, и российское законодательство в соответствующей области должно опираться на подписанные Россией международные договора и иные международные акты, содержащие общепризнанные принципы и нормы международного права . Перечислим кратко основные международные документы и соответствующие их статьи и разделы, которые можно условно считать необходимым минимумом такого рода в сфере, касающейся прав и жизненного устройства детей-инвалидов: они формируют правовую позицию международного сообщества по этим вопросам -- позицию, к которой законодательно присоединилась современная Россия. К этим документам относятся:

    1. Декларация прав ребенка (провозглашена резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 20 ноября 1959 г.): Принципы 5, 7,10;

    2. Конвенция о борьбе с дискриминацией в области образования (принята Генеральной Ассамблеей ООН 14 декабря 1960 г.; ратифицирована Указом Президиума Верховного Совета СССР от 2 июля 1962 г.): статья 1.1, пп. a), d); статья 3, пп. a), d); статья 4, п. с); статья 9;

    5. Конвенция о правах ребенка от 20 ноября 1989 г. (ратифицирована Постановлением Верховного Совета СССР от 13 июня 1990 г.): статья 2, п. 1; статья 23, пп. 1-3; статья 28, пп. 1 а), 2; статья 29, п. 1 а), d), п. 2; статья 31, пп. 1, 2; статья 39;

    6. Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей от 30 сентября 1990 года: Задачи, п. 11; Обязательства, пп. 6-7;

    7. Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов, приняты генеральной Ассамблеей ООН 20 декабря 1993 г. (резолюция 48/96): Введение, ст. 23; Правило 2. Медицинское обслуживание, п. 5; Правило 3. Реабилитация, пп. 2-3; Правило 6. Образование, абзац 1, пп. 1, 2, 4-6, 8; Правило 9. Семейная жизнь и свобода личности, п. 1; Правило 15. Законодательство, п. 2.

    С 1992 г. на федеральном уровне было принято более 3000 нормативных правовых актов (законы, указы Президента, постановления Правительства, приказы министерств), направленных на защиту интересов детей-инвалидов. Важные положения содержатся, после Конституции, в Семейном кодексе, «Основах законодательства РФ об охране здоровья граждан» (определившие доступность и порядок оказания медицинской помощи) , законах «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» , «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» (регламентирующий, в частности, выплату социальных пособий, льготы на оплату жилья и коммунальных услуг и т. д. семьям, воспитывающим ребенка-инвалида) , «Об основах социального обслуживания населения в РФ» и др.

    В соответствии с Семейным кодексом Российской Федерации родители имеют право и обязаны воспитывать своих детей, несут за это ответственность и имеют преимущественное право на воспитание своих детей перед всеми другими лицами. Дети, оставшиеся без попечения родителей, подлежат передаче на воспитание в семью (на усыновление (удочерение), под опеку (попечительство) или в приемную семью) , а при отсутствии такой возможности -- в учреждение для детей-сирот или детей, оставшихся без попечения родителей; таким образом законодатель декларирует приоритет семейных форм воспитания любого ребенка.

    Детям, находящимся на полном государственном попечении в воспитательных учреждениях, лечебных учреждениях и учреждениях социальной защиты населения и других аналогичных учреждениях, опекуны (попечители) не назначаются. Выполнение их обязанностей возлагается на администрации этих учреждений. Такие дети имеют право на содержание, воспитание, образование, всестороннее развитие, уважение их человеческого достоинства, обеспечение их интересов.

    Государство возлагает на опекуна (попечителя) ребенка обязанность воспитывать ребенка, находящегося под опекой (попечительством), заботиться о его здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии. Опекун (попечитель) обязан обеспечить получение ребенком основного общего образования. К сожалению, законодательством не предусмотрено никакого ограничения числа подопечных детей у одного опекуна (см. раздел «Изменение положения детей в психоневрологических интернатах»).

    Качество жизни в семье государство поддерживает системой социальных льгот. Так, например, в соответствии с законодательством, дети-инвалиды, их родители, опекуны, попечители и социальные работники, осуществляющие уход за детьми-инвалидами, пользуются правом бесплатного проезда на всех видах транспорта общего пользования городского и пригородного сообщения, кроме такси. Инвалидам предоставляется 50-процентная скидка со стоимости проезда на междугородных линиях воздушного, железнодорожного, речного и автомобильного транспорта с 1 октября по 15 мая и один раз (проезд туда и обратно) в другое время года. Ребенку-инвалиду и сопровождающему предоставляется право бесплатного проезда один раз в год к месту лечения и обратно. Дети-инвалиды, достигшие пятилетнего возраста и страдающие нарушением функций опорно-двигательного аппарата, обеспечиваются автотранспортными средствами бесплатно или на льготных условиях с правом управления этими транспортными средствами взрослыми членами семьи. Родителям компенсируются расходы, связанные с эксплуатацией специальных автотранспортных средств; по их желанию вместо получения автотранспортного средства предоставляется ежегодная денежная компенсация транспортных расходов. Существует также ряд льгот и дополнительных прав для таких семей в сфере жилищного законодательства. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления вправе устанавливать инвалидам дополнительные льготы.

    Особое значение для семьи детей-инвалидов имеют законы «О социальной защите инвалидов в РФ» и «Об образовании», впервые в отечественной практике создавшие юридическую основу и определившие механизмы для интеграции детей с нарушенным развитием в общество. В этих правовых актах государство закрепило свою обязанность обеспечить детей-инвалидов необходимыми им образованием и реабилитацией. Причем оно готово выполнить это обязательство двумя способами.

    1. В «натуральной» форме -- непосредственным предоставлением необходимых реабилитационно-образовательных услуг в государственных учреждениях.

    2. В денежной форме (компенсация) -- если в данном регионе необходимые услуги государством еще не оказываются или если родители нашли более качественные услуги вне рамок государственной системы реабилитации и образования и оплатили их сами.

    Таким образом, закон, имея в виду дефицит необходимых услуг для некоторых категорий детей в государственном секторе, обеспечивает право семьи на выбор способа получения услуг. Подобное законодательство, с одной стороны, призвано способствовать росту и развитию реабилитационно-образовательной инфраструктуры, а с другой -- дает возможность родителям находить выход из положения, пока инфраструктура еще не создана. Столь либеральная правовая модель свидетельствует о высокой степени понимания ситуации законодателем и осознания своей ответственности за тех членов общества, которые нуждаются в максимальной помощи и особой заботе государства. Более того, законодатель с уважением относится к семье, предоставляя ей возможность проявить ответственность и самостоятельность в поиске и выборе услуг, приносящих наибольшую пользу ребенку. Приняв основополагающие в этой области законы, государство задало определенные рамки для конструктивного взаимодействия органов социальной защиты и образования с семьей, чтобы обеспечить особому ребенку воспитание, образование, необходимую реабилитацию, профессиональную подготовку -- все, что вкладывается в понятие «нормальная жизнь».

    Статьей 18 названного закона установлены требования к воспитанию и обучению детей-инвалидов в образовательных учреждениях, а также на дому. При невозможности осуществлять воспитание и обучение детей-инвалидов в общих или специальных дошкольных и общеобразовательных учреждениях органы управления образованием и образовательные учреждения обеспечивают с согласия родителей обучение детей-инвалидов по полной общеобразовательной или индивидуальной программе на дому . Порядок зачисления ребенка-инвалида в образовательное учреждение прямо законом не оговорен, в связи с чем оно осуществляется в общем порядке, установленном законодательством Российской Федерации для приема граждан в образовательные учреждения.

    Статьей 17 этого же закона определено, что инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. Жилые помещения предоставляются инвалидам, семьям, имеющим детей-инвалидов, с учетом состояния здоровья и других заслуживающих внимания обстоятельств .

    Аналогичным образом для семей, имеющих детей-инвалидов, законодательством предусмотрены льготы по оплате жилья и коммунальных услуг. Предоставление вышеуказанных льгот носит заявительный характер, то есть предусматривает самостоятельное обращение граждан по данному вопросу в органы местного самоуправления по месту их жительства.

    Согласно Конституции, Россия является социальным государством, «политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека» .

    Очевидно, что для ребенка-инвалида основным фактором, определяющим его дальнейшую жизнь, является возможность реализации его социального потенциала. Реабилитация в значительной мере является необходимым условием для образования и дальнейшей социализации, поскольку она обеспечивает возможность развития ребенка в семье и за ее пределами, а также определяет границы его будущей самостоятельности.

    В соответствии с законом № 195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» созданные в России социальные службы «оказывают помощь в профессиональной, социальной, психологической реабилитации инвалидам, лицам с ограниченными возможностями, несовершеннолетним правонарушителям, другим гражданам, попавшим в трудную жизненную ситуацию и нуждающимся в реабилитационных услугах» .

    Организация и осуществление реабилитации ребенка-инвалида, а также возмещение семье затрат на реабилитационные мероприятия базируется на механизме составления и выполнения индивидуальной программы реабилитации (ИПР), понятие, содержание и назначение которой определяется статьей 11 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в РФ» от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ как «комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных или утраченных функций организма, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности» .

    Составление ИПР -- установленный законом универсальный механизм определения комплекса реабилитационных услуг, необходимых инвалиду. Служба медико-социальной экспертизы (МСЭ), на которую государство возложило эту обязанность , в лице соответствующих бюро (БМСЭ) обязана в месячный срок с момента установления инвалидности (или очередного переосвидетельствования) оформить инвалиду карту ИПР. В карту ИПР должны быть внесены все мероприятия медицинской, социальной и профессиональной реабилитации, которые жизненно необходимы инвалиду для максимального развития его способностей и реализации возможностей и которые имеют конечной целью наиболее полную интеграцию инвалида в обществе. Таким образом, в соответствии с законом ИПР является своеобразным «реабилитационным паспортом» инвалида, куда вносятся все реабилитационные мероприятия, необходимые ребенку, и определяется их исполнитель (организация или частное лицо). Если включенные в ИПР реабилитационные услуги уже получены и оплачены инвалидом, либо заключен договор на их оказание и выставлен счет, закон предусматривает непосредственное оформление и получение компенсации.

    Однако Правительством РФ до сих пор так и не принята Федеральная базовая программа реабилитации -- гарантированный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств и услуг, предоставляемых инвалиду бесплатно за счет средств бюджета, и соответственно, не определен объем гарантированных государством реабилитационных мероприятий. Таким образом, в России на сегодняшний день гарантируется реализация всех включаемых в ИПР реабилитационных мероприятий, и оплата их за счет средств инвалида должна возмещаться государством.

    В понятие «социальное государство» входит также гарантированное конституционное право каждого ребенка на бесплатное образование. Тем самым, государство, как и в случае реабилитации, приняло на себя обязательства любым способом обеспечить права детей-инвалидов на образование: либо непосредственным предоставлением необходимых образовательных услуг в системе государственных учреждений (в «натуральном» виде), либо компенсацией семье затрат на услуги, полученные вне рамок государственной системы образования (в денежном виде). И то, и другое представляет собой выполнение обязательств государства обеспечить инвалиду образование за счет целевых бюджетных средств .

    В настоящее время крайне остро стоит проблема реализация права на образование детей с ограниченными возможностями здоровья. Право на образование - важнейшее социально-культурное право человека, закрепленное и гарантированное, прежде всего, Конституцией РФ, а также иными нормативными правовыми актами. Реализация права на образование является предпосылкой успешной социализации человека. Получение качественного образования - гарантия дальнейшего трудоустройства, участия в политической жизни общества, реализации личных, экономических и иных прав.

    В статье 43 Конституции РФ закреплено, что каждый имеет право на образование. Гарантируется общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях. Каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии. Основное общее образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования. Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования .

    В соответствии со ст. 18 Закона «О социальной защите инвалидов в РФ» образовательные учреждения, органы социальной защиты населения, учреждения связи, информации, физической культуры и спорта обеспечивают непрерывность воспитания и образования, социально-бытовую адаптацию детей-инвалидов. Более того, при невозможности воспитания и обучения детей-инвалидов в общих или специальных дошкольных и общеобразовательных учреждениях государство обязалось обеспечить их обучение по полной общеобразовательной или индивидуальной программе на дому . Правительство РФ установило размеры компенсаций затрат родителей при обучении детей-инвалидов на дому или в негосударственных образовательных учреждениях в рамках, определяемых государственными и местными нормативами финансирования затрат на обучение и воспитание в государственных или муниципальных образовательных учреждениях различных видов, где обучаются различные категории детей (с нарушениями и без них). Норма похожего содержания включена и в Закон РФ «Об образовании» , она дает право на оформление «семейного» образования и аналогичной компенсации для любого ребенка школьного возраста, не обучающегося в государственном образовательном учреждении, вне зависимости от того, где и каким образом родители осуществляют его обучение.

    В Законе РФ «Об образовании» от 10 июля 1992 г. № 3266-1 говорится: государство создает гражданам с ограниченными возможностями здоровья, то есть имеющим недостатки в физическом и (или) психическом развитии, условия для получения ими образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов .

    Под образованием в Законе РФ «Об образовании» понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов). Специальное образование - это дошкольное, общее и профессиональное образование, для получения которого лицам с ограниченными возможностями здоровья создаются специальные условия для получения образования.

    В настоящее время обучение лиц с ограниченными возможностями здоровья, имеющих особые образовательные потребности, производится в специализированных коррекционных образовательных учреждениях, либо в рамках общеобразовательной школы, как правило, в специальных коррекционных классах или, в качестве эксперимента, интегрировано в обычных классах. Система специализированных коррекционных образовательных учреждений включает в себя дошкольные образовательные учреждения компенсирующего вида, специальные (коррекционные) образовательные учреждения для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья.

    В Письме Министерства образования и науки РФ от 18 апреля 2008 г. № АФ-150/06 «О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами» развитие интегрированного образования рассматривается как одно из наиболее важных и перспективных направлений совершенствования системы образования детей с ограниченными возможностями здоровья. Организация обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательных учреждениях общего типа, расположенных, как правило, по месту жительства ребенка и его родителей, позволяет избежать помещения детей на длительный срок в интернатное учреждение, создать условия для их проживания и воспитания в семье, обеспечить их постоянное общение с нормально развивающимися детьми и, таким образом, способствует эффективному решению проблем их социальной адаптации и интеграции в общество .

    Следует отметить, что в вышеупомянутом Письме Министерства образования и науки РФ рассматриваются, по сути, вопросы организации инклюзивного образования, хотя употребляется термин «интегрированное обучение». Понятие «интегрированное обучение» уже по значению, чем «инклюзивное образование». «Интеграция означает приведение в соответствие потребностей детей с психическими и физическими нарушениями с системой образования, остающейся в целом неизменной: массовые школы не приспособлены для детей инвалидов (причем ученики с инвалидностью, посещая массовую школу, не обязательно учатся в тех же классах, что и все остальные дети). Инклюзия - это наиболее современный термин, который толкуется следующим образом: это реформирование школ и перепланировка учебных помещений таким образом, чтобы они отвечали нуждам и потребностям всех без исключения детей» .

    В условиях становления социального государства и формирования гражданского общества в Российской Федерации наиболее перспективной формой образования для лиц с ограниченными возможностями является именно инклюзивное образование. Инклюзия становится «новым кодовым знаком для обозначения стремления к преодолению неравенства, обретения свободы и нового качества жизни»; «понятие инклюзии по содержанию означает демократическую акцию включения индивида или группы в более широкое сообщество с целью приобщения к определенному действию или культурному процессу. Это относится к включению лиц с ограниченными возможностями здоровья в общий поток образовательного процесса, помощь в преодолении географических неудобств и экономических различий» .

    Инклюзивное образование предполагает обучение детей с особыми образовательными потребностями в рамках общеобразовательной школы без какой-либо их дискриминации, обеспечение равного отношения ко всем обучающимся, обучение детей с ограниченными возможностями по стандартам, предусмотренным для учеников с обычными образовательными возможностями, вместо создания упрощенных стандартов обучения, что имеет место в настоящее время. «Принцип инклюзивного образования означает, что: 1) все дети должны быть включены в образовательную и социальную жизнь школы по месту жительства; 2) инклюзия означает включение кого-либо с самого начала, а не интеграцию, которая означает возвращение кого-либо назад; 3) задача инклюзивной школы - построить систему, удовлетворяющую потребности каждого; 4) в инклюзивных школах все дети, а не только дети с инвалидностью, обеспечиваются такой поддержкой, которая позволяет им быть успешным, ощущать безопасность и уместность» .

    С точки зрения права, «инклюзивное (включающее) образование можно рассматривать как систему мероприятий (механизмов), обеспечивающих реализацию права детей с ограниченными возможностями на образование. Обучение детей с особыми образовательными потребностями в условиях обычной школы позволяет обеспечить действительное (а не формальное) равенство прав детей при получении образовательных услуг и в равной мере доступное образование для любых граждан независимо от их состояния здоровья и иных субъективных характеристик» .

    Таким образом, основные права детей-инвалидов определены Федеральным законом от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». Декларация российского государства как правового и социального требует определенных усилий по внедрению в российскую правовую систему гуманитарных ценностей, к которым уже пришло в настоящее время мировое сообщество.

    Под терминами «инвалид» и, как сейчас принято говорить, «человек с ограниченными возможностями» подразумевается физическое лицо, которое в силу стойкого расстройства какой-либо функции организма имеет нарушения здоровья. Обязательное условие для признания лица инвалидом - наличие ограничения жизнедеятельности, полного или частичного. Это означает, что человек не в состоянии полноценно передвигаться, трудиться, общаться, обслуживать самого себя или, постоянно или периодами, контролировать поведение.

    В зависимости от того, в какой степени нарушены функции организма, устанавливается группа инвалидности.

    По каким критериям физическое лицо может получить категорию «Инвалид 3 группы», какие льготы полагаются при этом человеку, получившему такой статус?

    Признание третьей группы инвалидности: критерии

    Приказом Минтруда от 17.12.2015 № 1024н устанавливаются критерии, по которым можно претендовать на признание третьей группы инвалидности. Для нее характерны незначительные нарушения речевых (языковых), психических, статодинамических, сенсорных функций, функций системы кровообращения, а также физические уродства.

    В соответствии с данным законодательным актом таким основанием считаются стойкие незначительные или умеренные имеющиеся нарушения функций человеческого организма, 40-60%, вызванные последствиями травм, заболеваниями или дефектами, в случае если они повлекли за собой ограничения к жизнедеятельности.

    Медико-социальная экспертиза по направлению лечащего врача имеет право признать инвалидность или отказать в статусе "Инвалид 3 группы". Какие льготы полагаются той или иной категории, определяют следующие федеральные законы и местные нормативные акты Российской Федерации.

    Пенсия по инвалидности, ЕДВ

    С момента последней индексации, 01.02.2016 г., размер социальной пенсии, которую выплачивают лицу, признанному инвалидом третьей группы, составляет 4053,75 руб ежемесячно. Также для всех категорий инвалидов существуют Для третьей группы инвалидности они составляют 1236 руб.

    Очень часто люди с соответствующим статусом интересуются: могут ли приостановить выплату пенсии по инвалидности в случае, когда получатель трудоустраивается? В действующих законах нет таких ограничений. Пенсионные начисления ни в коем случае не прекратятся, если пенсионер найдет подходящее место работы и будет получать зарплату. Другое дело - выход на Получать пенсию можно только одного вида, но у пенсионера есть право выбрать категорию.

    Виды и категории льгот, которые могут быть предоставлены инвалиду

    Чтобы проще было разобраться в случаях, когда лицо имеет категорию инвалид 3 группы, какие льготы полагаются согласно российскому законодательству, можно условно выделить следующие виды льготного обеспечения:

    1. Разделение по Наличие специфических обстоятельств при получении травмы (заболевания), повлекших инвалидность, дают право на дополнительные льготы и компенсации, например, категория «инвалид с детства» или «инвалид боевых действий». При отсутствии таких причин или документов, подтверждающих специфические особые обстоятельства получения заболевания (травмы), лицо получает статус «инвалид 3 группы по общему заболеванию», льготы в этом случае выплачиваются только в соответствии с этой группой инвалидности.

    2. Разделение по форме предоставления льгот инвалидам:

    • материальные (денежные): к ним относятся, например, и сборам;
    • медицинские: право на бесплатное медицинское лечение, и прочее;
    • льготы в натуральном выражении: бесплатное или льготное обеспечение продуктами и (или) горячим питанием, предоставление тростей, колясок, автомобильного транспорта и прочее;
    • моральные (статусные) льготы, дающие преимущественное право на что-либо.

    3. Разделение по периодичности:

    • самая распространенная категория - ежемесячные льготы, например, по оплате или на получение необходимых медикаментов;
    • ежегодная (санаторно-курортное лечение и т. д.);
    • единоразовые или льготы с длительной периодичностью: к таким относятся капитальный ремонт на безвозмездной или льготной основе, установка стационарного телефона, радиоточки и прочее.

    Общие льготы для людей с ограниченными возможностями

    Начать, пожалуй, имеет смысл с общих льготных компенсаций, предусмотренных федеральными законами для всех категорий людей с ограниченными возможностями. Уточним: даже льготы, прописанные в законодательстве для всех категорий инвалидов, могут различаться размером или спецификой предоставления в зависимости от группы инвалидности. Вполне логично, что 1 группа чаще всего предполагает большую компенсацию, чем льготы инвалидам 2 и 3 группы, поскольку первые имеют значительно больше ограничений в жизнедеятельности.

    Кроме права на получение денежного пособия, которое рассматривалось выше, и права на его регулярную индексацию, существуют и другие общие льготы, которыми пользуется инвалид 3 группы. Какие льготы полагаются всем людям, имеющим инвалидность или воспитывающим ребенка-инвалида?

    Прежде всего, это возможность получения (приобретения) земельного участка на правах собственности - под индивидуальное строительство жилья или подсобное (дачное, садовое) хозяйство.

    Право на льготное (а для некоторых категорий и бесплатное) приобретение специально оборудованного автомобиля или мотоколяски. Сюда включаются и право на компенсацию расходов инвалида на эксплуатацию такого транспортного средства.

    Люди с ограниченными возможностями, имеющие ежемесячный доход меньший, чем установленный законами прожиточный минимум, имеют также право бесплатно пользоваться услугами социальной защиты (соц. работника).

    Стоит заметить, что размер льгот инвалидам 3 группы по общему заболеванию может существенно отличаться, допустим, от компенсаций, предусмотренных для 1 и 2 групп. По этой причине полную информацию об имеющихся федеральных и региональных льготах в каждом индивидуальном случае имеет смысл уточнить у специалиста органов соц. защиты. Кроме того, региональные законодательные акты определяют, какими льготами пользуются инвалиды 3 группы в каждом конкретном регионе Российской Федерации.

    Льготы ЖКХ для инвалида

    Федеральное законодательство предоставляет следующие коммунальные льготы инвалидам 3 группы: инвалид вправе получить через Пенсионный фонд возврат 50% от суммы, которую он ежемесячно расходует, оплачивая жильё и услуги ЖКХ. Здесь же предусматривается такая же компенсация на покупку топлива для отопления жилья.

    Капитальный ремонт. Есть ли льготы для третьей группы?

    Отдельно рассмотрим такое законодательное "нововведение", касающееся ежемесячных расходов, как сравнительно недавно появившийся пункт оплаты "за капитальный ремонт". Небольшой на сегодня срок действия и некоторая "расплывчивость" информации на эту тему на большинстве ресурсов делает ответ на вопрос о льготах по капитальному ремонту затруднительным. Согласно действующему на сегодня законодательству, люди с ограниченными возмоджностями, независимо от их группы, имеют право на льготы - оплату только половины суммы на капитальный ремонт жилого фонда.

    Налоговые льготы

    Основная «налоговая помощь» от государства инвалидам 3 группы заключается в освобождении от налогов на доходы. Им не облагаются все выплаты и пособия, которые инвалид получает от государства, помощь от благотворителей, государственная пенсия, стоимость путевок по направлению на санаторно-курортное лечение (кроме туристических).

    То же касается от работодателя, если сотрудник ушел на пенсию по причине инвалидности, и компенсации на получение лекарственных средств от работодателя, но на сумму до 4000 рублей.

    Существует льготная система оплаты транспортного налога: легковой автомобиль, приобретенный инвалидом по обращению в органы социальной защиты, налогом не облагается. Но в законе оговаривается, что это должно быть именно транспортное средство с двигателем не более 100 лошадиных сил, оборудованное специальными приспособлениями или специальной конструкции. Чаще всего страна-производитель таких «особенных» автомобилей - Россия. Льготы инвалидам 3 группы, к сожалению, не распространяются на налоги по дарению или наследству - это налоговое бремя придется оплатить полностью.

    Социальные услуги. Бесплатные лекарства

    Людям с ограниченными возможностями немалую поддержку может оказать получение социальных льготных компенсаций. в этой сфере?

    Часть ежемесячных денежных выплат предоставляется инвалиду в виде "пакета" социальных услуг:

    1. Обеспечение «льготными» бесплатными лекарствами. Выписать их по медицинским показаниям имеет право врач или фельдшер поликлиники по месту регистрации: исходя из поставленного диагноза, но строго в соответствии с Перечнем лекарственных средств, утвержденным Минздравсоцразвития. Также имеются льготы на покупку не указанных в перечне лекарств по льготным ценам.
    2. Скидки в области получения санаторно-курортного лечения, предоставляемого в каждом индивидуальном случае либо бесплатно, либо по льготным ценам - подобная помощь оформляется по медицинским показаниям. Компенсация один раз в год в размере половины стоимости всех транспортных расходов междугороднего сообщения.
    3. Льготный проезд в городском и пригородном пассажирском транспорте.
    4. Предоставление или помощь в приобретении медицинских изделий.

    При желании от получения всех или части льгот «социального пакета» инвалид может отказаться, подав в органы социальной защиты следующее заявление.

    В этом случае восстановить получение льгот, замененных денежной компенсацией, возможно будет только с начала года, следующего за тем, когда заявление о восстановлении льготных компенсаций будет подано.

    Надомные социальные услуги

    Как было сказано, на получение бесплатной помощи в виде надомных услуг могут претендовать инвалиды третьей группы, чей доход меньше положенного прожиточного минимума.

    Сюда может относиться помощь в доставке лекарств и продуктов, поддержании гигиенических условий в жилище, получении медицинской помощи и даже необходимой помощи юриста.

    Также предусмотрена возможность на получение платных услуг которые могут оформить инвалиды любой категории. Список платных социальных услуг приблизительно включает в себя предложение от уборки и мытья посуды до содействия в оформлении в отделах государственных органов.

    Льготы при поступлении в образовательное учреждение и при получении обучения

    Инвалиды 3 группы имеют право на внеконкурсное поступление в ОУ только при условии положительных результатов на вступительных экзаменах и отсутствии медицинских противопоказаний к обучению. Студентам-инвалидам обязательно выплачивается стипендия, размер и получение которой не зависит от уровня и показателей обучения.

    Льготы для неработающих людей с ограниченными возможностями

    Какими льготами пользуются инвалиды 3 группы, официально находящиеся в статусе безработного? Их перечень следующий:

    • приобретение необходимых лекарств с 50% льготной скидкой;
    • компенсация один раз в год в размере половины стоимости всех транспортных расходов междугороднего сообщения (до места и обратно) в город санаторно-курортного лечения;
    • льготные скидки при приобретении некоторых типов ортопедической обуви.

    Льготы в сфере труда и трудоустройства

    Рассматривая льготные компенсации для работающего человека с ограниченными возможностями, нелишним будет остановиться на таком вопросе: имеют ли льготы инвалиды 3 группы при устройстве на работу или в процессе трудовой деятельности?

    Первое, на чем нужно заострить внимание - инвалидность данной группы не является причиной отказа для трудоустройства на работу, подходящую по медицинским показаниям. Более того, по действующему трудовому законодательству предприятие, в котором трудятся более 100 сотрудников, обязано иметь специально оборудованные рабочие места для человека с ограниченными возможностями и принимать сотрудников-инвалидов в штат.

    Другое важное условие, которое выдвигает к работодателям ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ», - недопустимо заключать с сотрудником-инвалидом при трудоустройстве трудовой договор, который будет ущемлять в чем-либо его права по сравнению с работниками, не имеющими инвалидности. Например, если речь идет об уменьшении оклада за выполнение одной и той же работы.

    Если говорить о том, какие льготы имеет инвалид 3 группы, занятый на производстве, то на начало 2016 года действовал следующий перечень:

    • ежегодный отпуск на удлиненный срок - от 30 календарных дней;
    • право на ежегодное получение отпуска без оплаты (сохранения заработной платы) - до 60 календарных дней;
    • компенсация 50% оплаты санаторно-курортного лечения, включая и проезд к месту лечения;
    • запрещено привлекать к работе в выходные и праздники или к сверхурочной работе без письменного согласия работника-инвалида;
    • социальная льгота на приобретение медикаментов по половинной стоимости.

    Если сотрудник - инвалид 3 группы по общему заболеванию, льготы по сокращению рабочего для ему Трудовым кодексом не предоставляются. Но есть и исключение. В том случае, когда сокращенный трудовой день оговаривается в заключении медицинской комиссии, у работодателя есть обязанность уменьшить или продолжительность смены, или рабочей недели, но без ограничений в чем-то ещё.

    Что дает статус «инвалид детства»?

    Дополнительные льготные компенсации, пусть и не слишком большие, получает инвалид с детства 3 группы. Льготы, предоставляемые людям с этим диагнозом, в основном касаются налоговых выплат:

    • освобождение от имущественного налога (но исключительно на имущество физического лица);
    • для человека с ограниченными возможностями этой категории, открывающего свое дело, предусмотрено освобождение от регистрационного взноса;
    • в случае получения ордера на квартиру обязательный денежный сбор также не взимается;
    • земельный налог: на принадлежащий инвалиду детства участок (или один из участков), налоговая база должна быть уменьшена, и сумма «скидки» на сегодняшний день - 10 000 рублей.
    • налоговый вычет при НДФЛ: на сумму 500 рублей/каждый месяц, который включен в налоговый период.

    Таким образом, у инвалидов немало законодательных послаблений для обеспечения им нормальной и комфортной жизни в обществе.